Электронные системы для бульдозеров

18 июля, 2014

Обновленный бульдозер Cat D9T с системой Automated Blade AssistВ связи с ужесточением экологических стандартов производители строительной техники продолжают работать над внедрением все более сложной электроники в двигатели и системы управления своих машин, чтобы улучшить как производительность и экологичность оборудования, так и эффективность работы операторов. Бульдозеры являются одним из видов техники, где использование подобных технологий приносит наглядные плоды.

«Бульдозер – одна из наиболее сложных землеройных машин для освоения оператором, особенно, когда речь идет о точной планировке», – отмечает Дин Петерсон, менеджер продукции компании Caterpillar. «Достижения в области электронных технологий, применяемых как в двигателе, так и в других узлах машины, помогают операторам с разным уровнем квалификации быстрее осваивать управление бульдозером, что положительно сказывается на точности и производительности работ».

Преимущества электронной интеграции

Разработки в области электронных систем для двигателей позволяют производителям улучшать характеристики машин путем высокой степени интеграции компонентов силовой установки. В результате, двигатель и трансмиссия могут взаимодействовать между собой более эффективно, что так или иначе отражается на остальных функциях бульдозера.

«Электронные технологии затрагивают не только моторы, но и всю трансмиссию и ее компоненты», – говорит менеджер гусеничных тракторов Liebherr Construction Equipment Роберт Клима. «Когда электронный контроллер двигателя взаимодействует с блоком управления коробки передач, бульдозер может лучше подстраиваться под изменяющиеся требования, вырабатывая ту мощность и тот крутящий момент, которые действительно необходимы в текущих условиях. В результате повышается эффективность уже всей машины».

«Например, при развороте призмы материала требуется больше мощности, чем при обычном прямом проходе», – объясняет Клима. «Однако, если все время задействовать максимальную мощность, существенно возрастет расход топлива».

Бульдозер Liebherr PR 724, оснащенный экономичным гидростатическим приводом

Электроника позволяет выбирать предустановленные режимы мощности двигателя, оптимизированные под конкретные операции – часто простым нажатием кнопки. Например, компания Komatsu использует технологию сопряженного управления гидростатической трансмиссией и двигателем, имеющую два режима. Режим E (экономичный) предназначен для обычных работ по разваловке, планировке и распределению грунта, обеспечивая оптимальную скорость и мощность с точки зрения минимального расхода топлива, тогда как режим P (силовой) включается при необходимости нарезки траншей, активации рыхлителя, перемещения грунта вверх по наклонной поверхности и в других случаях, где мощность двигателя имеет приоритет над расходом топлива.

«С учетом того, что цены на горючее постоянно растут, все больше владельцев уделяют внимание повышению экономичности и эффективности использования своей техники», – говорит Брюс Бойбл, представитель компании Komatsu America. «Когда предоставляется возможность уменьшить расход топлива путем выбора предварительно заданных режимов работы, все что нужно сделать оператору для повышения эффективности – это выбрать нужный режим».

«Гидростатический привод позволяет оператору полностью контролировать бульдозер, начиная от рулевого управления и заканчивая поддержанием постоянной скорости движения», – отмечает Джон Гилбек, менеджер по бульдозерам John Deere, компании, которая использует гидростатическую трансмиссию на своих машинах еще с 1976 года.

Бульдозер John Deere 850K с гидростатической трансмиссией и системой точной планировки Trimble

К преимуществам гидростатической трансмиссии относится возможность бесступенчатого изменения скорости бульдозера и управления его мощностью, разворот на полной мощности двигателя, противовращение гусениц «на передаче» и динамическое торможение. Кроме того, в зависимости от производителя и типа работ достигается экономия топлива до 20% по сравнению с обычными машинами, где стоят коробки с возможностью переключения скоростей под нагрузкой.

«Усовершенствованное управление определенно повлияло на расход топлива. Особенно это хорошо видно на машинах с гидростатическим приводом», – отмечает Клима. «Современные системы управления увеличивают мощность бульдозера только в том случае, если это действительно требуется. Кроме того, отпадает необходимость в переключении передач. В результате, обеспечивается снижение расхода топлива и более высокий уровень производительности».

Однако интегрированная электроника привнесла революционные изменения и в системы управления бульдозеров с коробками Powershift (переключение передач под нагрузкой). Как отмечает Дин Петерсон из Cat, сюда относятся возможности:

– изменять кривые перегрузки двигателя для оптимизации его работы, экономии топлива и сокращения вредных выбросов;
– варьировать мощность для повышения производительности на высоких передачах и предотвращения проскальзывания гусениц, а также для защиты компонентов трансмиссии на первой передаче, что позволяет снизить эксплуатационные расходы;
– компенсировать различные паразитные нагрузки для поддержания согласованной мощности, передающейся на правую и левую гусеницу;
– улучшить процесс переключения передач и снизить нагрузки на муфту сцепления во время силовых переключений;
– использовать режим перехода на повышенную передачу с последующим возвратом на режим холостого хода для экономии топлива, повышения топливной экономичности бульдозера за цикл и лучшего соответствия скорости машины текущим рабочим условиям и состоянию грунта;
– автоматизировать управление положением отвала и рыхлителя для поддержания оптимальной нагрузки на этих рабочих органах, снижения пробуксовки гусениц и защиты кромки лезвия.

Также стоит отметить, что перспективные электронные системы управления могут использоваться и на самых инновационных силовых установках, например, в составе дизель-электрического привода, который доступен на бульдозере D7E компании Caterpillar.

Электронная система управления бульдозером Case 2050M

Управление становится проще

Роль оператора бульдозера с развитием технологий продолжает эволюционировать. «Основные изменения происходят в контексте управления различными функциями машины», – поясняет Петерсон. «Как правило, работа становится проще, а управление – удобнее и эргономичнее. Направление движения, скорость, наклон отвала и угол его поворота сейчас контролируется простым движением джойстика или нажатием кнопки. Электроника позволяет автоматизировать выполнение некоторых частей рабочего цикла, повышая производительность и снижая утомляемость оператора».

Например, электронно-управляемая силовая установка не требует переключения передач, и даже использование тормозов. Блок управления трансмиссии вместе с блоком двигателя обеспечивает точное управление машиной. Система фиксирует давление на управляющие органы и на основе этого воздействия определяет, когда необходимо повысить или понизить передачу. В результате, оператор вместо выполнения этих действий может полностью сосредоточится на текущей операции, и тем самым меньше подвержен как умственной, так и физической нагрузке.

«Электронная технология на наших бульдозерах сейчас намного сложнее, нежели ранее, но в то же время, она разработана таким образом, чтобы не нагружать оператора и быть для него незаметной», – рассказывает Брюс Бойбл из Komatsu America. «Владельцу или бульдозеристу необязательно видеть электронику, которая улучшает производительность, но они сразу заметят, что расход топлива снизился, а работа выполняется быстрее обычного».

Автоматическая планировка становится реальностью

По мнению Дина Петерсона, интегрированные электронные системы управления двигателем и трансмиссии наряду с системой автоматической планировки – это те два решения, который оказали наиболее существенное влияние на повышение производительности и эффективности работы бульдозера. «Контроль и управление строительной техникой – вот где электроника в наибольшей степени позволит нам удовлетворить растущие требования владельцев техники», – говорит он.

Новейший бульдозер Komatsu D51PXi-22 с полностью автоматическим контролем отвала

Эволюция от обычных рычагов управления до электрогидравлических джойстиков во многом была обусловлена желанием внедрить на бульдозеры автоматизированные системы планировки грунта. Такие системы повышают эффективность соответствующих работ, снижают необходимость повторных проходок и позволяют даже начинающим операторам быстро достичь высокой точности управления».

Большинство бульдозеров сегодня оснащаются несколькими типами систем автоматической планировки, действие которых основано на контроле положения отвала. Используются различные решения, начиная от двухмерной навигации (лазерные технологии) и заканчивая трехмерными системами (спутниковые навигационные системы GPS/ГЛОНАСС или геодезическое оборудование). Вне зависимости от метода у всех этих решений есть одно общее: они улучшают общую эффективность работ за счет устранения нескольких промежуточных операций, которые нужны для подготовки площадки при традиционном профилировании.

При использовании автоматической системы планировки окончательный вариант профиля рабочей площадки может быть разработан еще в офисе, и уже затем загружен в бортовой компьютер. В дальнейшем автоматика сама будет контролировать отвал, чтобы сформировать нужный профиль. При этом все положения отвала будут записываться. Таким образом, окончательный вариант планировки участка контролируется с самого начала работ.

Такая технология освобождает оператора от самостоятельного принятия некоторых решений. Но независимо от того, насколько электроника и электрогидравлические системы управления повышают производительность бульдозера, оператор остается важнейшим звеном в выполнении точных земляных работ.

«Операторы сегодня переводятся на более высокие стандарты управления», – отмечает Брюс Бойбл. «Покупатели требуют использовать технические решения, которые дают возможность повысить производительность машин. Но они также понимают, что без комплексного понимания и участия оператора в процессе управления достичь максимальной производительности бульдозера и снижения эксплуатационных расходов попросту невозможно».


бульдозер

Последние статьи