Isuzu: Японский подход

10 июня, 2013

Россияне очень ценят японские легковушки, голосуя за них рублем. А вот с коммерческим транспортом пока не сложилось. Глядя на итоги продаж новых грузовиков made in Japan в России, легко убедиться в том, что марка Isuzu не самая популярная у перевозчиков: она находится за пределами первой десятки. Но ситуация может измениться, и это подтверждает СП «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ», устроившее в апреле презентацию и тест-драйв сразу трех моделей Isuzu: NQR 90L, FSR 90N/P и FVR 34M/Q. «Дегустация» прошла на территории горнолыжного курорта Сорочаны Дмитровского района Московской области.

Если бы не кризис…

Японская марка могла бы находиться и на более высоком месте по сбыту в России, состоись ее дебют на пару-тройку лет раньше. Но с выходом на российский рынок Isuzu изначально не повезло. В 2007 г. рынок находился на подъеме, продавцы бились за распределяемые квоты. Казалось, так будет всегда, и японцы решились. В июле 2007-го были поставлены подписи руководства Isuzu Motors Limited и ОАО «СОЛЛЕРС» на документе об образовании СП «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ».

Соглашение предусматривало производство и сбыт коммерческой техники Isuzu в России. Сборку начали на отдельной линии Ульяновского автозавода. Я был на этом торжественном мероприятии и помню, с каким оптимизмом японцы и их российские партнеры по бизнесу восприняли это событие. Промсборку начали с модели NKR55E – третьей по счету после NQR71P и NQR71R. Но расправить крылья перспективный проект не успел: грянул мировой финансовый кризис 2008-го. Он-то и перечеркнул планы успешного выхода на рынок. Освоенную модель с турбодизелем уровня Евро-2 пришлось снять с производства, а увеличение импорта на тот момент уже не имело смысла.

Грузовик Isuzu

В посткризисный период проекту не давали ход – присматривались к рынку и пытались угадать вектор его развития на ближайшие годы. Стабилизация 2010-го и особенно 2011-го навела на мысль о возобновлении усилий. Итоги-2011 (989 изготовленных и 1413 проданных грузовиков, доля рынка РФ в 1,6%) вселяли оптимизм, и с июня 2012-го в Ульяновске возобновили сборку Isuzu грузоподъемностью от 1,5 до 6,6 т. За полгода изготовили 1596 ед. шасси серии N. Самой востребованной у российских перевозчиков стала 5-тонная модель NPR75. Но показатели испортил утилизационный сбор. Итог-2012: 583 переданных клиентам грузовика и уменьшение доли рынка почти на процент, до 0,7%.

С апреля 2013-го начался третий этап освоения российского рынка: ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» дало отмашку сборке шасси Isuzu NQR 90L полной массой 9,5 т и грузоподъемностью 6,6 т. Кроме нее на рынок выводят продукты made in Japan: FSR 90N/P полной массой 12 т и грузоподъемностью 8,2 т, а также FVR 34M/Q массой 18 т, способной перевозить до 12,5 т груза. Авторы проекта считают, что когда рынок «распробует» новинки, отношение к марке Isuzu изменится, и объемы придут сами собой.

«Младшенькая» NQR 90L

Вершина серии N, но при этом «младшая» из трех представленных японских моделей образует костяк надежд: ее производят в России, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночного спроса. Вдобавок есть перспектива удешевления себестоимости за счет частичной локализации, хотя на начальном этапе речь об этом не идет.

При завоевании внимания российских перевозчиков японцы решили не мелочиться. Транспортникам предложили оптимальный по оборудованию и характеристикам автомобиль. Его выводят на рынок не со стандартной, а с широкой трехместной кабиной. В диапазоне шасси N-серии нового поколения 700Р полной массой от 3,5 до 9,5 т выбрана максимальная, 9,5-тонная версия грузоподъемностью 6,6 т. На выбор даны три величины колесной базы: 3815 мм (L-K), 4175 мм (L-L) и 4475 мм (L-M). Снаряженная масса для них составляет соответственно 2,87, 2,895 и 2,915 т, а грузоподъемность – 6,63 т, 6,605 т и 6,685 т.

Модель с колесной формулой 4х2 стартует в России с 5,2-литровым (5193 см3) дизельным двигателем Евро-4 (155 л. с. при 2600 об/мин, 419 Н.м при 1600 об/мин) и 6-ступенчатой механической КПП. В перспективе может использоваться и более мощный силовой агрегат, выдающий на-гора 190 «лошадок» и 510 «ньютонометров» при тех же оборотах двигателя. Но это перспектива 2014 г.

Грузовик Isuzu

На данный момент NQR 90L – первое и единственное шасси Isuzu серии N с пневматической тормозной системой. Обычную гидравлическую применить было невозможно из-за увеличения массы автомобиля на 2 т. Это позволяет использовать грузовик в составе автопоезда полной массой 13 т, включая прицеп массой 3,5 т. Такое усовершенствование наверняка оценят частные перевозчики. Оценят они и дорожный просвет: 210 мм – один из лучших показателей в классе. Он такой же, как у Hyundai HD120 и Isuzu FSR, но больше, чем, например, у IVECO Eurocargo (163 мм).

По сравнению с прежней Isuzu NPR 75 топ-модель NQR 90L получила ряд усовершенствований. Металлические трубопроводы тормозной системы заменены на пластиковые. Добавлены вакуумный насос, тормозной клапан, воздушный компрессор, осушитель воздуха, ресиверы, передняя и задняя пневмокамеры. Изменена форма кожуха воздухозаборника. Выхлопная труба перенесена сзади вбок, но пока только для модели с базой 3365 мм, не поставляемой в Россию. Справа налево перекочевали топливный бак и АКБ. Диаметр установленных по кругу тормозных барабанов увеличен до 325 мм. Все это улучшает потребительские качества машины и увеличивает ее шансы на коммерческий успех. Впрочем, транспортники пока не высказали своего отношения к обновленному «японцу», с момента российского дебюта которого прошло слишком мало времени.

Межсервисный интервал для NQR 90L растянули до 15000 км пробега (ранее было 10000 км) или 1 год, но для России и этого «маловато будет». В этих условиях важным козырем становится цена. В зависимости от исполнения, стоимость шасси Isuzu NQR 90L в салонах официальных дилеров составляет от 1,741 до 1,822 млн. руб. Примерно таких же денег стоят автомобили конкурентов: КамАЗ-4308-6064-79 (1,79 млн. руб., в 2012-м продано 714 ед.) и Avia D120E (1,897 млн. руб., в 2012-м реализовано 150 ед.). План выпуска на текущий год – 474 ед. шасси NQR 90L. Погоды на рынке они не сделают, но с чего-то надо начинать!

Золотая середина: FSR 90N/P

Японцы гордятся своей родословной и корнями, и при случае деликатно это подчеркивают. Так вышло и с одним из трех выводимых на рынок РФ «самураев». На презентации было подчеркнуто: нынешняя серия F представляет собой шестое поколение среднетоннажных Isuzu со времени первого появления серии Forward с кабиной над двигателем в 1970 году.

Грузовики Isuzu

В Сорочанах серию F презентовали сразу двумя новейшими моделями. Одна из них – шасси FSR 90N/P полной массой 12 т и грузоподъемностью 8,2 т – создана для пригородных и междугородних перевозок. В модельном ряду F-серии она имеет наименьшие показатели по массе и габаритам, а в фирменной классификации занимает промежуточное положение между выше описанной NQR 90L и представительницей тяжелого класса FVR 34M/Q.

У нее дизельный двигатель того же рабочего объема 5,2 л, но с другими настройками: максимальной мощностью 210 л. с. и пиком крутящего момента в 706 Н.м. Коробка передач – такая же 6-ступенчатая «механика». Колесная база для РФ в двух вариантах: 4860 мм (N) и 5160 мм (Р). Стандартная кабина со спальным местом имеет ширину 2120 м и передний свес 1170 мм, а широкая – 2320 мм и 1440 мм соответственно. Двухрядная кабина в России не представлена. Возможно, она появится позже, но пока данная опция недоступна.

Внутренние размеры кабины больше, чем у предшественницы. В стандартном варианте ширина достигает 1900 мм против 1885 мм у ранней версии. Высота в зоне ног получила прибавку в 5 мм и достигла значения 1495 мм. Расстояние от спальной полки до потолка выросло на 25 мм и составляет 1125 мм. Увеличение полезного объема сделало по-азиатски скромную машину довольно просторной.

У широкой кабины размеры те же, за исключением ширины в 2100 мм. Спальная полка стала на 100 мм глубже и на 70 мм шире: сейчас 650 мм, а было 580 мм. Расстояние от спинки сиденья до тыльной стенки составляет 556 мм в дневной кабине и 896 мм в кабине со спальником. Конечно, перевозчику не так важно, где какие миллиметры добавились, ведь он оценивает конечный продукт с позиции «нравится/ не нравится». Лично мне в кабине понравилось. Не то, чтобы я был в восторге от дизайна отдельных элементов интерьера, нет, все дело в практичности: к эргономике нареканий нет, а для грузовика это важнее всяких «красивостей».

Розничная цена FSR 90N/P в России стартует с отметки 2,45 млн. руб., что сопоставимо с ценами одноклассников. Например, за Hyundai HD120 Long просят 2,39 млн. руб. Для справки: в 2012-м в РФ продано 376 ед. «корейцев». Еще дороже в розницу Hino 500 GD8JLSA – 2,566 млн. руб. Сбыт-2012 составил 509 ед. «японцев». Дороже всех в этом ряду IVECO Eurocargo ML120E21 MLL (в прошлом году поставлено 72 ед.), за который нужно отдать 2,666 млн. руб. Судя по опыту конкурентов, на финише года можно рассчитывать на сбыт Isuzu FSR 90N/P в объеме от нескольких десятков до нескольких сотен единиц.

FVR 34M/Q, вершина серии F

В минувшем году в Россию ввезено всего 17 грузовиков Isuzu полной массой свыше 16 т, в том числе 8 тягачей. Объемы чересчур скромные, но вывод новой модели как раз и призван исправить положение дел. Третий презентованный в России «японец» представляет собой другую «крайность» серии F с колесной формулой 4х2. Шасси FVR 34 является самым тяжелым и грузоподъемным: при полной массе 18 т оно способно везти до 12,5 т.

В России автомобиль презентован с дизельным двигателем Евро-4 объемом 7,8 л (280 л. с., 882 Н.м) и 9-ступенчатой «механикой» с демультипликатором. Для российских перевозчиков он доступен с двумя вариантами колесной базы: 4650 мм (M) и 5550 мм (Q). «Японец» получил новую переднюю панель, увеличенное пространство DIN для бортовой аппаратуры, больше места для резервных переключателей и более производительный кондиционер. Как опции доступна аудиосистема AM/FM + CD и цифровой тахограф. По-японски все практично, уместно и без излишеств.

Кабина грузовика Isuzu

Улучшения досконально отражены в цифрах, которых вы не найдете ни в одном справочнике, но японцы их представили. В частности, угол наклона спинки водительского сиденья в длинной кабине F-серии составляет 70 град., продольное перемещение подушки – 216 мм, высота регулировки – 65 мм. В общей сложности предусмотрено 14 положений корректировки.

Диапазон отклонения рулевой колонки равен 76,5 мм по наклону и 40 мм по вылету. Диаметр рулевого колеса теперь 460 мм (на 20 мм меньше), что облегчает управление и активное маневрирование. Угол поворота передних колес увеличен с 54 до 57 град. – тоже плюс в копилку маневренности. Уменьшение переднего свеса на 15 мм позволило увеличить угол въезда. Межсервисный интервал составляет 20 тыс. км пробега или 1 год.

Шасси Isuzu FVR 34 поступят в продажу на территории РФ в начале лета по цене от 2,7 млн. руб. Прайс-лист конкурентов выглядит неоднозначно. Например, КамАЗ-5308-6023-97, которых в 2012-м продано 61 ед., в розницу доступен за 2,12 млн. руб., т. е. он дешевле. Практически одинаковая цена у Hino 500 GН8JJТA-QHR – 2,737 млн. руб. Сбыт этих машин стартовал минувшей осенью и продажи были настолько скромными, что данных в открытом доступе нет. Еще больше ценовой отрыв от IVECO Eurocargo ML180E28 MLL за 2,856 млн. руб. (заказчикам отгружено 38 ед.) и Hyundai HD170 Long за 2,92 млн. руб. (в 2012-м продано 136 ед.). Прогноз в объемах продаж – на уровне основных конкурентов в тяжелом классе.

Разумная достаточность

Не знаю, большой ли запас прочности и ресурс у тестовых автомобилей, но впечатление они производят хорошее. Предоставленные для знакомства машины были загружены наполовину, что характерно для большинства транспортных средств данного класса, осуществляющих грузоперевозки. И этого хватило, чтобы понять, чего ждать от «японцев».

Посадка за рулем проблем не вызывает: дверь распахивается под прямым углом, внизу наличествует ступенька или две, в зависимости от высоты кабины. Вход и выход облегчают большие поручни: их высоту увеличили с тем, чтобы водитель и пассажир могли садиться в варежках, перчатках или грубых рукавицах. Для удобства на задней стенке внутри кабины ввинчен пластмассовый крюк, выдерживающий вес громоздкой верхней одежды. В тяжелой серии есть полозки для ночной шторы. Подстаканники, кармашки и ящички – все само собой разумеющиеся мелочи удачно вписаны в интерьер.

Грузовик Isuzu

На всех трех грузовиках двигатель работает тихо. Динамику чумовой не назовешь, но коммерческий грузовик – не гоночный тягач, ему бешеное ускорение не требуется. Переключение передач хорошее на всех «самураях» с 6-ступенчатой «механикой», кроме самой тяжелой «Эфки», где 9-ступенчатая КПП с демультипликатором: здесь ходы рычага короткие, требуется очень четкий алгоритм, иначе нужную скорость не включить. Управляемость «самураев» достойная. Тормоза эффективные, без нареканий. Горный тормоз на FVR 34 очень «хваткий». Обзорность по зеркалам и через стекла отличная.

Конечно, полдня тестов на три автомобиля – крайне мало. Но для того, чтобы вынести вердикт, такой пробы руля достаточно. Автомобили подкупают своей простотой и функциональностью, но доносить о них только хвалебные отзывы я бы не торопился. Например, топливный бак увеличенного объема в 140 л кажется «неубедительным», а до этого вообще был 100-литровый. Открытый аккумулятор для России – явный минус: он не защищен даже от механических повреждений, не говоря уже о морозах. Радиатор кондиционера расположен низко, и это чревато неприятностями при езде по ухабам. Часть электропроводки подвержена быстрому загрязнению, что тоже ничего хорошего не сулит.

Но заканчивать материал на минорной ноте я не собираюсь: в сухом остатке все три дебютанта выглядят достойно. Они расширяют предложение на рынке, обостряют конкуренцию и разнообразят автомобильный парк. Конечно, новичков нужно рассматривать в комплексе, с тесной увязкой на сервис и доступность запчастей. Наличие почти четырех десятков фирменных СТО Isuzu наводит на мысль, что проблем в обслуживании возникнуть не должно. По крайней мере, там, где присутствуют фирменные техцентры. Другое дело – запчасти: их не в каждом магазине найдешь, и в ближайшие годы, скорее всего, придется кланяться официальным дилерам. Взвесив все «за» и «против», положительное восприятие «японцев» берет верх. Время покажет, насколько они сильны перед конкурентами, но в конечном счете предпочтение – за перевозчиками. А их ввести в заблуждение очень сложно.


isuzu, грузовик

Последние статьи