По каменоломне с полной загрузкой

10 июня, 2013

Остаются считанные дни до того, как в июне 2013 года Renault Trucks представит миру полностью обновленный модельный ряд. Накануне этого события французская компания устроила «последний парад» действующих моделей спецтехники, которые будут продаваться на российском рынке и после раскодирования новинок-2013. Показ прошел в рамках «Строительных дней» в карьере Vallee Bleue, в Монталье-Версье близ Лиона. В тест-драйве были задействованы пять грузовиков и внедорожник Sherpa Dakar.

Экстремальный «стройбат»

У французских грузовиков с ромбом на капоте слава прирожденных строителей. В этом есть заслуга марки Berliet, вошедшей в состав концерна Renault Vehicles Industries 35 лет назад, в 1978 году. Когда-то Berliet выполняли транспортные задачи, которые были не по плечу другим. Сегодня о корнях почти не вспоминают, но именно им во многом обязано Renault Trucks. И хотя по возможностям сопоставимых «строителей» много, именно французская техника пользуется особым авторитетом.

Сегодня автомобили данной марки трудятся на грани возможностей в суровых условиях карьеров Аргентины, Камеруна, Малайзии, Марокко и целого ряда других стран. Профессиональные водители ценят грузовики с ромбом за то, что они не перегреваются, способны работать в шахтах, надежны и неприхотливы. И хотя они тоже ломаются, экономический эффект от их использования налицо. Неспроста в 2009-м в Калуге открыли завод, на котором наряду с другими моделями собирают шасси Kerax и строительный тягач Premium Lander с колесной формулой 6х4. В перспективе появится и шасси Kerax 8х4, спрос на которые постоянно растет.

Чтобы убедиться в универсальности и прибыльности французских «строителей», можно не ездить во Францию. В 2000-е годы я анализировал работу строительных версий «ромба» для корпоративного журнала Optimum на возведении мини-метро в столичном регионе Москва-Сити, прокладке «подземки» в Казани, отсыпке набережных, на новостройках Челябинска и золотоносном руднике близ Екатеринбурга. Перевозчики характеризовали Kerax как самосвал, не имеющий равных по совокупности характеристик и эксплуатационных затрат.

Но эта модель – не единственная в гамме Renault Trucks. Вместе с Premium Lander за счет большого выбора осей и колесных пар, двигателей и трансмиссий разнообразие составляет 130 модификаций. Другие серии «строителей» исчисляются десятками вариантов. Казалось бы: куда уж больше?! Но в последнее время в фирменной линейке появилось несколько свежих разработок.

В списке новинок 2012-2013 гг. Premium Lander Tridem 8x4/4 и четыре свежие версии Premium Lander OptiTrack: самосвалы с колесной формулой 4x2, 6x2, 6x4 и тягач 6x4. Линейку Kerax расширили модификация 8x8 и Kerax XTREM (8х4). Модель с 24-дюймовыми колесами теперь имеет допуск на дороги общего пользования. Предусмотрен и «внедорожный» набор Kit Kerax Adventure. Некоторые из них были выставлены на тест-драйв.

Универсален и незаменим

Почти с рождения Renault Kerax стал культовым «строителем». Его палитру формируют 60 различных машин, включая 11 модификаций самосвалов и 21 версию тягачей. Kerax совершенствовали с постановки на конвейер в 1997-м до полного обновления в 2006-м. На острове Борнео его используют как трехосный лесовоз (6x4 и 6x6) с полной массой 85 т. На рудниках чилийских Анд на высоте 4500 м трудятся четырехосники (8x4). По дорогам Италии ездят самосвалы с колесной формулой 8x4 и полной массой 40 т. Теперь возможности модельного ряда расширены за счет создания Kerax XTREM с полезной нагрузкой до 50 т. Всего в линейке пять вариантов колесной формулы (4x2, 4x4, 6x4, 6x6 и 8x4) и 15 разновидностей колесной базы.

Грузовик Renault Kerax 6x4

Автомобиль имеет переднюю ось с нагрузкой 9 т. Задняя тандемная ось выдерживает 32 т, а в комплектации XTREM – 38 т. У него усиленная рама, энергоемкая рессорная подвеска с увеличенным ходом, один из самых больших в классе дорожный просвет (385 мм под передним мостом и 370 мм под главной передачей), самый большой угол атаки в 37 градусов и устойчивые к загрязнению барабанные тормоза. Все это дано Kerax для того, чтобы на стройплощадке и в трудных условиях он вел себя как рыба в воде. Неспроста его коньком считают местные и региональные перевозки, на которых он занят преимущественно транспортировкой вскрышной породы и развозкой строительных «полуфабрикатов».

На выбор есть пять двигателей: два DXi 13 мощностью 480 и 520 л. с., и три DXi 11 с потенциалом 380, 430 и 460 л. с. С ними «француз» способен преодолевать подъем до 35%. Его комплектуют 16-ступенчатой «механикой» ZF Ecosplit 4 с сервоприводом механизма переключения или 12-ступенчатым «роботом» Optidriver+. Последний используют с 2008 г., а недавно заменили софт, на разработку которого ушло два года.

В основном, Kerax XTREM (8х4) используют на рудниках по 7000 часов в год, что равноценно пробегу магистрального грузовика в 350 тыс. км. Для 24-дюймовых шин дорожный просвет составляет 360 мм. Задняя подвеска допускает нагрузку в 36 т. Время безотказной работы достигло 85%, что по сравнению с другой карьерной техникой – очень высокий показатель. Оставшиеся 15% расходуются на заправку, смену масла, ТО и ремонт. На рынках за пределами Европы этот автомобиль продавали и раньше, а с 2012 г. начали поставлять и членам Евросоюза. За год реализовано около 1000 ед. Недавно список стран-импортеров, в который входят Малайзия, Индонезия, Турция, Южная Америка, Африка, расширился за счет России. В частности, клиенты из РФ заказали 84 ед. Kerax в исполнении 8х4. К слову, более половины всех четырехосных самосвалов данной модели за пределами Старого Света составляют Kerax XTREM.

Adventure – значит приключение

К тест-драйву в карьере подготовили Kerax Adventure DXi 460 (8х4) с самосвальным кузовом Manjot овального сечения. О том, что это не простой Kerax, можно было догадаться по надписи на кабине «Adventure», что означает «приключение». Массивная решетка-кенгурин с аббревиатурой Renault Kerax, стальная защита фар и «подбрюшья», металлическая сетка радиатора, надпись модели на солнцезащитном козырьке и хромированные сигнальные горны на крыше подчеркивали уникальность «месье».

Грузовик Renault Kerax 8x4

Уважение к 460-сильной машине укрепилось после первого заезда, в котором пришлось подниматься в гору с вывешиванием двух управляемых осей. На маршруте довелось как на американских горках, только в замедленном темпе, спускаться с отвесных склонов. На проложенной трассе не обошлось без карабкания по скалистым склонам и сползания по песчаным откосам. Окончательным аккордом стал проезд водной преграды вброд. За все время только однажды удалось перейти с понижающего ряда на повышающий, поскольку разогнаться было негде! И всюду груженый до полной массы четырехосник проявил себя достойно.

После частой езды на «автоматах» откровенно порадовала механическая 16-ступенчатая КПП ZF Ecosplit 4 с сервоприводом. Вспомогательное устройство Servoshift на 75% уменьшает усилие, требуемое для переключения передач, а в условиях карьера это ощутимая помощь водителю. Система Super H выполняет наложение передач с 5-й по 8-ю на передачи с 1-й по 4-ю. Для перехода с одного диапазона передач на другой достаточно нажать кнопку на кулисе. От ошибочного переключения передач систему бережет электровентиль. Защита синхронизатора удвоителя диапазона не позволяет переходить с высшего ряда передач на низший. Выбор передачи производится быстро и точно.

Я поинтересовался у инструктора: бывали ли случаи самопроизвольного переключения передач из-за перемещений кабины относительно шасси, ведь машины ездят там, где черт ногу сломит? И по мимике лица понял, что это любопытство из разряда: «а метеорит рядом с вами не пролетал?!»

Полный привод для трех осей

Двигателем в 460 сил оснащен и трехосный Kerax (6х4) с ковшеобразным кузовом Bennes-Meiller с задней разгрузкой. Точно такой же мотор установлен под кабиной полноприводного (6х6) самосвала с кузовом Manjot прямоугольного сечения. Обе версии подготовили к тесту для сравнения в одних и тех же условиях.

Заезд проходил по маршруту протяженностью более 1,5 км, и это позволило уловить отличия. Автомобиль со всеми ведущими колесами придает чувство большей уверенности и легче одолевает подъемы, хотя здесь приходится включать как межколесную, так и межосевую блокировки. Делать это просто, благо клавиши буквально под рукой, справа на приборной панели. Без блокировок крутые скалистые склоны груженой под завязку машине не одолеть. Вброд оба «француза» идут легко, и так же без натуги под крутыми углами взбираются на холмы и пригорки.

Грузовик Renault Kerax 6x6

В трехосниках впечатляют мощные противоподкатные брусы кормы. Они откидные, приспособленные для работы с асфальтоукладчиком. На дисках смонтированы шины повышенной нормы слойности с развитыми грунтозацепами и агрессивным рисунком протектора. На арках колес висят грязезащитные фартуки. Эргономика продумана настолько, что ворчливым натурам в поисках придирок придется постараться. Несмотря на то, что автомобили полдня месили грязь и гоняли в клубах пыли, их фары и фонари не потускнели. Даже зеркала заднего вида не пришлось протирать. Геометрическая проходимость оказалась настолько высокой, что ни одна из тестируемых машин нигде не только не села на брюхо, но и не чиркнула им по поверхности дороги.

До начала серийного производства обновленные версии самосвалов Kerax испытывали на полигоне 6 млн. км, из которых 1,7 млн. км пришлись на автомобили с двигателем DXi13. Главными критериями стала способность груженых до полной массы машин брать подъемы, не создавать вибраций и без последствий для силового агрегата проезжать глубокие лужи. Приемку качества осуществляли не только во время испытаний на полигоне, но и при реальной эксплуатации грузовиков у клиентов. Немудрено, что специалисты довели технику до совершенства.

Интересно, каким будет новый Kerax – только перелицованным по кабине или полностью новым по конструкции? Говорят, что нет пределов совершенству, и после очного знакомства с данной моделью в это хочется верить. Только французские инженеры наверняка думают по-другому. Иначе для чего было анонсировать полное обновление модельного ряда в июне 2013-го?!

С подключаемым «передком»

Название Lander у перевозчиков ассоциируется с транспортировкой стройматериалов и конечной продукции. Большинство рейсов охватывают местные и региональные маршруты, но имеет место и доставка грузов на дальние расстояния. Достоинства модели – низкая масса, маневренность, комфорт и приемлемый расход топлива.

С недавних пор рабочая лошадка Premium Lander получила приставку OptiTrack. Это означает, что у нее появился подключаемый передний привод. В настоящее время на конвейере находятся пять таких модификаций, включая самосвалы и шасси с колесной формулой 4x2, 6x2, 6x4 и тягачи в исполнении 4x2 и 6x4. Для них предусмотрены двигатели DXi7 мощностью 270, 310 и 340 л. с., а также DXi11 с отдачей в 380, 430 и 460 л. с.

Грузовик Renault

Среди двигателей Евро-5 аналогичного рабочего объема DXi7 обладают самым высоким крутящим моментом на рынке при низких оборотах – 1300 Н.м при 1200-1800 об/мин в 340-сильной версии. У DXi11 пик момента составляет 2200 Н.м при 950-1400 об/мин в 460-сильном варианте, и его главные козыри – лучшая топливная экономичность и приемистость.

В целом Premium Lander – это 70 различных машин, 8 модификаций самосвалов и тягачей, два типа кабин трех вариантов высоты и трех вариантов длины. На внедорожнике Off Road большой выбор пневматики и возможность установки любого кузова. В базовом оснащении электронная система тормозов EBS и ассистент трогания в гору Hill Start Aid. Машина имеет одинаковые углы въезда и съезда – по 25 градусов и такую же геометрическую проходимость. Дорожный просвет под передней и задней осями составляет 250 мм, а в пределах колесной базы – 300 мм.

Шасси 6х2 с манипулятором для установки и снятия временных кузовов, 430-сильным двигателем EEV и роботизированной коробкой передач Optidriver+ на тесте было неспроста: четыре из пяти покупателей выбирают именно такую КПП. В опции с замедлителем Voith она позволяет перейти на автоматический режим Full Auto практически в 100% случаев. По сравнению с грузовиками 4х4 и 6х6 расход топлива Lander OptiTrack ниже на 10%. В активе и повышенная грузоподъемность за вычетом 490 кг.

Гонять автомобиль по каменоломне не дали, но проехать несколько раз вокруг стройплощадки с искусственным озерцом довелось. Благодаря роботизированной трансмиссии машина управляется легко, а ее уровень комфорта почти как у магистральников. Смущает только низкий потолок, но это чистой воды прагматизм. Испытать OptiTrack в деле пришлось на крутых подъемах и при спуске. Система работает безотказно, помогает включить временно полный привод и делает переднюю ось ведущей.

Premium Lander OptiTrack появился благодаря заказчикам. Для транспортировки материалов и строительного мусора клиентам требовались «колеса», обеспечивающие быструю и надежную доставку прямо на площадку. Грузовики должны были способны менять кузова под самосвалы и асфальтоукладчики, ездить при любых условиях и на разных дорогах, совершая ежедневно по 8-10 рейсов на протяжении всего года. Перевозчики нуждались в автомобиле для сбора и переработки отходов в узких и труднодоступных местах: мощные и маневренные одновременно, могущие доставлять не только объемные, но и тяжелые грузы. При этом водитель, выходящий из кабины до 30 раз в смену, не должен был уставать и жаловаться на неудобство. Верится, что и после обновления линейки Renault Trucks в ней найдется достойное место Premium Lander OptiTrack.

Midlum со всеми ведущими…

Из двух десятков модификаций Midlum полноприводная 4х4 самая вездеходная. Она переросла сегмент среднетоннажников и при массе 16 т вошла в престижный тяжелый класс. И пусть скромный внешний вид двухосника никого не вводит в заблуждение: самосвал способен на многое, особенно когда в моторном отсеке 7,2-литровый 300-сильный DXi7 уровня Евро-5. Ему по плечу 50-процентный подъем и брод глубиной 700 мм.

Грузовик

«Вездеход» может быть и с двигателем меньшей мощности, скажем, 270 л. с., но это не умаляет его достоинств. Наряду с механическими КПП доступны «робот» Optitronic и «автомат» Allison. У Midlum 4x4 небольшой радиус поворота и высокая маневренность. Именно это клиенты ценят при уборке снега, обслуживании компактной стройки в черте города, работе на объекте с трудным подъездом.

У данного «строителя» три вида блокировки дифференциалов: межколесная на заднем и переднем мостах, а также между мостами. При скромных габаритах кузова Midlum 4x4 может перевозить до 10 т груза. Усиленное шасси, мощная подвеска и стальной трехсекционный бампер делают его еще выносливее. По карьеру этот «месье» ездит так, что груз в его кузове не ощущается. Легкость, с которой «француз» поднимается по склонам и едет вброд, добавляет ему коммерческого шарма. Российский перевозчик, пожалуй, еще не готов массово приобретать такие самосвалы с иголочки, но на вторичном рынке они наверняка займут свою нишу.

Optifuel на страже экономии

Вслед за магистральной гаммой строительные грузовики Renault Trucks поставляют с решениями Solutions Optifuel. Это технологические инструменты и сервис для сокращения потребления горючего при езде по любым дорогам, и что особенно важно – сезонное финансирование. Optifuel Infomax поставляют на 14 языках на рынки, где представлена Renault Trucks. Зарегистрированные лицензии есть в 105 странах мира. Более 10 тыс. пользователей контролируют свыше 100 тыс. автомобилей. Только эти факты заставляют обратить внимание на французскую разработку.

Optifuel предусматривает четыре составные части. Первая – конфигурация грузовика под специфику бизнеса. Вторая – сопровождение водителя для грамотной эксплуатации. Третья – инструменты контроля использования автомобиля (служба Optifuel Infomax). Четвертая – профессиональный сервис.

Техническое решение Optifuel Technology включает выбор коробки передач Optidriver+ в стандартной комплектации (что дает уменьшение расхода ДТ на 3% по отношению к ручной КПП) и мостов. Программа вобрала в себя контроль потребления топлива Optifuel Infomax и адаптированное для работы на строительной технике обучение экономичному вождению Optifuel Training. Система отслеживает использование отдельных технических функций (замедлитель, Optiroll, механизм отбора мощности, Optidriver и т. д.) и определяет индивидуальные показатели в соответствии с планом обучения: для автомобиля, водителя, вида работ и использования.

Optifuel можно использовать на автомобилях от уровня Евро-2 до Евро-5, а в ближайшее время и Евро-6. Монтаж дополнительных устройств на грузовике не требуется, даже если технике 10 лет. С одной «коробки» можно обслуживать несколько машин, и никакой абонентской платы! Система позволяет снизить расход ДТ, уменьшить затраты на ремонт, повысить безопасность эксплуатации и продлить срок службы грузовика. Стоимость комплекта в Европе – 1500 евро. С октября 2012 г. в продажу поступила уже шестая версия, в том числе на русском языке!

Optifuel Infomax V6 в сравнении с V5 делает ранжирование каждой поездки по водителю или автомобилю с использованием запрограммированной балльной оценки Renault Trucks. «Шестерка» дает возможность сравнить показатели для различных поездок на одном автомобиле и для разных грузовиков на одном маршруте. Наконец, она позволяет контролировать транспорт на различных рабочих площадках благодаря автоматическому обмену данными через центральный сервер. В общем, штука полезная.

«Придворный» сервис

С начала 2013 года Renault Trucks установил новое предложение по сезонному финансированию строительной техники. Месячные выплаты сокращаются в зимний период, когда грузовики используются не на полную мощность. Благодаря такой гибкости клиенты оптимизируют расходы. Новое предложение действует по всей Европе, Турции и России для Premium Lander и Kerax.

Но самое перспективное направление по сервису – обслуживание парка клиентов в местах базирования. Быстро монтируемые сборно-разборные конструкции, контракт на 3-5 лет, установка прямо в карьере – вот базовый набор нового предложения. Производитель может поставлять только запчасти, прикомандировать одного-двух технических специалистов или организовать полноценный сервисный центр со штатом механиков. Клиенту рентабельно иметь «придворный» сервис, если парк спецтехники на объекте не меньше 20-25 ед.

Программа запущена полгода назад, ориентирована на Турцию, Польшу, Россию и страны Африки. На нее уже подписались два крупных клиента, оба на территории Китая. Ранее подобные решения обкатывали в Африке и Индонезии. В Европе и самой Франции потребности в таких сервисах нет – плотность сети высока. А вот для нас она из разряда «то, что доктор прописал».

Менее чем через год во Франции пройдут очередные «Строительные дни Renault Trucks». Завидную проходимость, достойные мощностные характеристики и высокую эксплуатационную готовность продемонстрируют «строители» очередного поколения. Но для большинства российских клиентов лучшим выбором для тяжелых условий работы останутся нынешние «месье» в спецовках. Их будут выпускать для российского и некоторых других рынков еще не один год. Это ли не свидетельство их конкурентоспособности?!


renault trucks, грузовик, kerax

Последние статьи