Российский рынок экскаваторов-погрузчиков

18 июня, 2013

Наталья Крылова, главный аналитик информационно-аналитической компании «VVS», подвела итоги деятельности производителей экскаваторов-погрузчиков, представленных на российском рынке в 2012 году. Выяснилось очень много интересных фактов!

Экскаваторы-погрузчики или погрузчики с обратной лопатой широко используются в коммунальном хозяйстве или при проведении строительных работ малого и среднего объема в ограниченных городских или поселковых условиях. Они отличаются многообразием функций – одна машина может передвигаться, копать, отгружать и загружать грузы. Поэтому неудивительно, что данная техника занимает весомый сегмент на российском рынке дорожно-строительных машин. И основу этого сегмента составляют, увы, не отечественные машины.

В России менее 10 заводов занимаются производством экскаваторов-погрузчиков. И их суммарный годовой объем – капля в море в сравнении с объемами импорта данной техники. Ко всему прочему, практически все отечественные производители сократили в 2012 году выпуск экскаваторов-погрузчиков по отношению к 2011 году. Ростом объемов производства отметился разве только ТД «МТЗ-ЕЛАЗ», увеличивший выпуск экскаваторов-погрузчиков ЭО-2626 на 67% . Кроме этого, корпорацией «Русские машины» совместно с TerexCorporation было запущено производство экскаваторов-погрузчиков в Твери.

Начиная с 2010 года импорт экскаваторов-погрузчиков неуклонно растет. После обвала объемов ввоза в 2009 году, когда количество ввезенных экскаваторов-погрузчиков составило лишь 8% от результатов 2008 года, импорт данной техники по итогам 2010 года вырос в 6 раз. За 12 месяцев 2011 года объемы импорта увеличились еще в 3 раза, на 70,5% превысив рекордные до этого показатели 2008 года. По итогам 2012 года в Россию было ввезено 9,1 тыс. экскаваторов-погрузчиков общей стоимостью 558,6 млн. долл. По отношению к предыдущему году, количество поступившей из-за рубежа техники выросло на 26%, а рост импорта в денежном выражении составил 22%.

Основу импорта экскаваторов-погрузчиков составляют машины английского происхождения. По итогам 2012 года доля Великобритании, как страны-производителя, составила 57,3%. Стоит отметить, однако, что превосходство ее перед другими странами за год стало меньше – в 2011 году английская техника занимала 65,8% от всего объема ввоза. На втором месте закрепилась Италия, доля которой составила 13,4%. За ней расположились американские производители, которые за год смогли чуть увеличить свое присутствие на рынке (с 7,7% до 8,5%). На 3,5% выросла доля Турции, занявшей четвертое место. По итогам 2012 года она составила 7,8%. Польские производители оставили за собой кусочек в 7,5% - на 2% больше, чем годом ранее. Далее следуют Китай (2,2%), Франция (1,7%) и еще порядка 12 стран, доля каждой из которых не превысила 1%.

График динамики импорта экскаваторов-погрузчиков

Рис.1. Динамика импорта экскаваторов-погрузчиков

Структура импорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 году в разрезе стран-производителей

Рис.2. Структура импорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 году в разрезе стран-производителей, шт.

Львиную часть импорта экскаваторов-погрузчиков составляет новая техника. В период с 2008 по 2010 гг. доля новых машин превышала 90%, однако по итогам 2011 года она составила лишь 85,3%. В 2012 году доля «новичков» уменьшилась до 77,8%.

Бесспорным лидером среди марок ввозимых экскаваторов-погрузчиков является представитель Великобритании JCB. Доля данного бренда по итогам 2012 года составила 43% - на 1% меньше, чем годом ранее. Наиболее распространенными на российском рынке (около 74% от всего объема) являются экскаваторы-погрузчики JCB серии 3CX. Помимо них, к нам также поступают модели ряда 2CX, 4CX и пр. На втором месте расположилась техника марки Volvo, увеличившая свою долю за год с 5,9% до 8,2%. Основу ее импорта составляют модели BL61B и BL71B. На третьем месте находится John Deere с долей в 7,8%. На 97% импорт экскаваторов-погрузчиков данной марки состоит из 2х моделей – 325J и 325K. Далее следует ряд брендов, доля которых в общем объеме за год сократилась. Так, Caterpillar закончил год с долей в 7,7% против 9,7% в 2011 году. Количество ввезенных машин при этом осталось примерно на том же уровне (порядка 705 шт.). Terex потерял 5% от занимаемого сегмента рынка, оставив за собой кусок в 6,9%. В 2012 году на российский рынок поступило на 27,3% меньше экскаваторов-погрузчиков данной марки, чем годом ранее. Всего 0,1% уступила техника марки Komatsu, остановившаяся с 6,2% на шестом месте. За ней расположились Hidromek (5,7%), New Holland (4,7%), Case (3,2%) и еще около полусотни марок, суммарная доля которых составила всего 6,4%.

Структура импорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 году в разрезе марок

Рис.3. Структура импорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 году в разрезе марок, шт.

Без учета торговли со странами – членами Таможенного союза (Республикой Казахстан и Республикой Беларусь) экспорт экскаваторов-погрузчиков составил в 2012 году 27 ед. техники общей стоимостью чуть больше 1,9 млн. долл. Годом ранее за границу было отправлено 17 машин на сумму 1,1 млн. долларов. Требующим внимания является факт, что лишь около 30% экскаваторов-погрузчиков, отправляющихся на экспорт, имеют российское происхождение. Остальную часть экспорта составляют машины – «иностранцы», раннее ввезенные на территорию нашей страны и по каким-либо причинам ставшие здесь ненужными. Лидером среди таких экскаваторов-погрузчиков в 2012 году стал JCB, на долю которого пришлось треть всего экспорта. Отрадно, что за границу ушло 5 экскаваторов-погрузчиков марки Terex, произведенных на ЗАО «Тверской экскаватор». По 3 машины пришлось на John Deere и ЭО-2626. Отметились в экспорте также Caterpillar, Hidromek и еще несколько зарубежных брендов.

Динамика экспорта экскаваторов-погрузчиков

Рис.4. Динамика экспорта экскаваторов-погрузчиков

Основными адресатами российского экспорта являются страны ближнего зарубежья. В первую очередь это Республика Абхазия и Республика Южная Осетия, куда в 2012 году ушло по 9 машин. В Азербайджан отправилось 4 единицы данной техники. Три экскаватора-погрузчика получила Киргизия. И по одной машине ушло в Узбекистан и Польшу.

Структура экспорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 году в разрезе стран-получателей

Рис.5. Структура экспорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 году в разрезе стран-получателей, шт.

Таким образом, основу российского рынка экскаваторов-погрузчиков составляет иностранная техника. Российским производителям нужно изрядно потрудиться, чтобы хотя бы удержать ту небольшую долю, что они имеют на сегодняшний день. А для этого необходима конкурентоспособная техника, которой, увы, мы не имеем. И логичным выходом здесь может стать альянс с зарубежными партнерами, которые эту самую технику способны нам обеспечить. Так уже поступили «ЕЛАЗ» и «Русские машины». Пример целесообразности на лицо – из 8 экскаваторов-погрузчиков российского производства в экспорте за 2012 год 5 являются результатом такого партнерства.


рынки спецтехники

Последние статьи