Сочлененные самосвалы: больше – значит лучше?

10 апреля, 2013

Компании, занимающиеся выпуском самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, в последнее время все чаще и чаще сообщают о возрастающем спросе на свою продукцию (впервые с докризисных времен), и появление в этом сегменте рынка новых участников в лице XCMG и Liebherr только подчеркивает сложившиеся тенденции.

Шарнирно-сочленённыe самосвалы

На ноябрьской выставке Bauma China 2012, прошедшей в Шанхае, компания XCMG представила публике модель DAE60, которую она охарактеризовала как первый шарнирно-сочлененный самосвал в мире с грузоподъемностью 60 тонн. Помимо этой машины в новой линейке XCMG также присутствовали 30-тонная и 45-тонная модели. Крупнейший грузовик, по данным разработчика, имеет максимальную скорость 45 км/ч и способен преодолевать уклоны до 45 градусов. Сердцем его силовой установки выступает дизель Cummins QSK19, дополняемый уникальным для данного класса машин бесступенчатым дизель-электрическим приводом (AC Drive). В то же время, на меньшие самосвалы разработчик установил традиционные шестискоростные трансмиссии.

Попав в 60-тонную «весовую категорию», модель DAE60 автоматически вступила в конкуренцию с представителями нижней границы рынка карьерных самосвалов с жесткой рамой, однако ее уникальный шестиколесный привод должен обеспечить машине ряд внедорожных преимуществ перед жесткорамными оппонентами. Этот «монстр», безусловно, привлек к себе много внимания и вышел в свет следом за крупнейшим сочлененным самосвалом John Deere – 46-тонной моделью 460E. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после этого сразу несколько производителей заговорило о планах по созданию более крупных машин в будущем.

Шарнирно-сочленённый самосвал XCMG DAE60

Юэн Гилкрист, представитель отдела сочлененных самосвалов Doosan, отметил: «Ни для кого не секрет, что сейчас есть четкая тенденция к укрупнению техники, однако ответ кроется в применении – могут ли сочлененные машины конкурировать в традиционных для карьерных самосвалов приложениях? Нет. Но могут ли они эксплуатироваться там, где их жесткорамные «коллеги» в силу различных причин не находят применения? Да. Поэтому в ближайшее время эту нишу должны занять новые модели».

В свою очередь Марк Шурманн, генеральный директор Bell Equipment по странам Европы, заявил, что компания в настоящее время уже тестирует новую 50-тонную модель, и в будущем серьезно рассматривает вариант создания 60-тонного сочлененного самосвала. «Однако такой грузовик будет иметь совершенно другую конфигурацию по сравнению с меньшими моделями – это уже не будет колесная формула 6x6, которую мы так привыкли видеть на существующих машинах» – предупредил он.

Директор отдела по самосвальным платформам Volvo CE Матс Карлссон также считает, что разработка 50- или 60-тонных сочлененных самосвалов может быть сопряжена с разными трудностями. «Когда речь идет о самосвалах с шарнирно-сочлененной рамой, есть особенности, которые являются ключевыми в этом классе машин», – отметил он. «Способность преодоления крутых уклонов, удельное давление на грунт и другие факторы, обеспечивающие необходимую маневренность на пересеченной местности. Пока есть возможность поддерживать эти функции, я не вижу причин для ограничения по массе в данном классе. Однако все упирается в способность компонентов машин выдерживать такие высокие нагрузки – и как раз здесь могут возникнуть трудности».

С этим утверждением согласен и Скотт Поллок, менеджер по продукции самосвалов компании Terex. В настоящее время наиболее крупным сочлененным самосвалом Terex является 40-тонный TA400 – представитель девятого поколения этих машин, которое также включает модели TA300 и TA250 с грузоподъемностью 30 и 25 тонн соответственно. «У нас нет текущих планов по созданию грузовиков такого размера [диапазон 60 тонн]. Очевидно, эти «ребята» хорошо выполняют свою работу и считают, что рынок принадлежи им, однако если мы посмотрим на такой их показатель, как удельное давление на грунт, возникнет вопрос: а будут ли они действительно иметь привод на все шесть колес?», – отметил г-н Поллок. «Смогут ли системы трансмиссии быть достаточно надежными, чтобы машина с шестью ведущими колесами могла возить 60 тонн полезной нагрузки? Кроме того, топливная эффективность для нас будет иметь более высокий приоритет, пока наши клиенты будут в этом заинтересованы», – объясняет он.

Шарнирно-сочленённый самосвал Doosan DA40

Экономия и экология

Действительно, учитывая постоянно возрастающую цену на дизтопливо и новые стандарты по выхлопным выбросам в США и Европе, топливная эффективность является еще одной важнейшей отправной точкой для всех производителей строительной техники. Изменения в правилах, направленные на снижение токсичности дизельных выхлопов, подтолкнули производителей сочлененных самосвалов к модернизации своих машин в целом, и двигателей в частности. Одни пошли по пути использования технологии рециркуляции отработанных газов (EGR) вместе с сажевым фильтром (DPF), в то время как другие решили добавить в экообвязку моторов избирательную каталитическую нейтрализацию (SCR).

Оба метода позволяют удовлетворить существующим экостандартам Tier 4-Interim (США) / Stage IIIB (ЕС), но делают это по-разному. Система EGR повторно подает часть отработанных газов во впускной коллектор и захватывает сажу через фильтр DPF, где она впоследствии дожигается при высоких температурах. В свою очередь технология SCR предусматривает вторичную очистку выхлопного потока, при которой газы, прежде чем попасть в атмосферу, обрабатываются раствором мочевины (во многих странах обозначается как жидкость AdBlue).

Если же говорить о производителях, то, к примеру, последний из выпущенных сочлененных самосвалов Liebherr – 40-тонная модель TA 240, которая впервые будет демонстрироваться на Bauma-2013 – имеет двигатель 350 кВт и для соответствия нормам Tier 4-Interim включает ту же технологию доочистки SCR, что и первая машина TA 230.

Экообвязка моторов Terex также базируется на системе SCR и, по словам г-на Поллока, это позволяет не только вписаться машинам в экостандарты Tier 4-Interim / Stage IIIB, но и на 7% увеличить экономию топлива по сравнению с предыдущими моделями. «AdBlue – это новая мода в индустрии, и мы провели несколько программ с клиентами касательно внедрения именно этого метода очистки», – пояснил г-н Поллок, добавив, что для рынков с менее требовательными стандартами компания предлагает машины с Tier 2 двигателями.

Между тем, г-н Гилкрист из Doosan заявил, что компания не испытывала проблем в вопросах одобрения метода SCR-контроля выбросов, используемого в своем последнем поколении сочлененных самосвалов DA, состоящем из трех машин DA40, DA30 и DA25 грузоподъемностью 40, 28 и 25 тонн соответственно. «Клиенты очень довольны расходом и производительностью новых самосвалов», – отмечает г-н Гилкрист. «При очном тестировании на клиентской рабочей площадке, по сравнению с предыдущей моделью мы зафиксировали снижение на 12% расхода топлива и рост на 15% производительности. Это более чем отличный результат».

Известный южноафриканский производитель данного класса машин Bell является еще одним представителем «клуба SCR». Его передовая линейка самосвалов E-Series с заявленными к показу на Bauma-2013 моделями B25E и В30E также использует эту технологию для удовлетворения экостандартам Tier 4-Interim / Stage IIIB. Помимо увеличения топливной эффективности, по утверждению Bell, новая серия машин разработана с достаточным пространством под капотом для установки впоследствии нового поколения двигателей, соответствующих более строгим нормам выбросов Tier 4 Final (США) и Stage IV (ЕС), которые вступают в силу с начала 2014 года.

Шарнирно-сочленённый самосвал Bell 8500

С другой стороны, многие именитые производители сочлененных самосвалов, в том числе Volvo, Caterpillar, Komatsu и John Deere для удовлетворения текущим экостандартам решили использовать в своих двигателях альтернативный метод очистки EGR + PDF.

Г-н Карлссон из Volvo отмечает, что компания очень серьезно относится к вопросам экологии и высоко оценивает технологию совмещения системы рециркуляции отработанных газов EGR с сажевым фильтром PDF. «Подобная концепция снижения выбросов дает нам наиболее надежное решение – и отзывы от пользователей в большей части были положительными», – добавил он.

В то же время, несмотря на то, что сейчас производители расхваливают каждый отдельный метод снижения токсичности выбросов, в будущем они никуда не смогут деться от того факта, что сочетание решений EGR и SCR, скорее всего, будет необходимым на всех моторах для удовлетворения следующей волне ограничений 2014 года. Г-н Поллок уже подтвердил это, заявив, что экообвязка Tier 4 Final двигателей для сочлененных самосвалов Terex будет включать в себя как технологию EGR, так и доочистку посредством SCR.

Автоматизация

Однако не только развитие экологических технологий и укрупнение техники беспокоит умы ведущих производителей сочлененных самосвалов. Будущие разработки, скорее всего, во многом будут ориентированы еще и на увеличение такой особенности, как автоматизация, которая уже сейчас считается ключевой составляющей многих новейших моделей.

Компания Volvo является одним из разработчиков, предоставляющим на своих последних машинах электронную бортовую систему взвешивания в качестве дополнительной опции. Данная технология использует для определения нагрузки изменения в гидравлическом давлении, сообщая оператору, когда машина получила перегруз или, наоборот, загружена с недостачей. Кроме того, с помощью нее данные по количеству перевезенных материалов могут собираться и затем передаваться на удаленные мониторы через телематику Volvo CareTrack. По словам г-на Карлссона, система очень точна: «При испытаниях мы зафиксировали точность в ±1%. Это, несомненно, позволит экономить нашим клиентам больше денег».

Шарнирно-сочленённый самосвал Volvo A40F

Подобная технология успешно реализована и на самосвалах компании Bell, где она устанавливается в стандартной комплектации наряду с телематической системой Fleetm@tic, позволяющей осуществлять дистанционный мониторинг парка техники через веб-приложение.

Над автоматизацией упорно работают и в Terex. Г-н Поллок заявил, что это направление является одним из центральных в стратегии компании по сочлененным самосвалам: «Мы сконцентрируемся на автоматизированной блокировке дифференциалов и автоматической системе тормоза-замедлителя, благодаря чему машины получат возможность эксплуатироваться операторами с различным уровнем подготовки. Пользователи также просят функцию подсчета произведенной работы, бортовую систему взвешивания, телематику и отображение расхода топлива – все это находится на стадии рассмотрения».

Отчетливо видно, что нынешние производители самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой держат в уме много идей и разработок по улучшению своей техники. Одной из них является укрупнение машин, однако приживется ли эта концепция в данном сегменте при наличии других не менее важных (а иногда и более) составляющих, покажет время и отзывы клиентов.


шарнирно-сочленённые самосвалы, volvo, bell, doosan, xcmg

Последние статьи