Стальные мускулы серии «А»

21 августа, 2013

Каменоломня фирмы Rheinkalk в Дорнапе близ Дюссельдорфа никогда прежде не видела столь массовый строительный десант: полсотни новеньких грузовиков мышиного цвета, груженых до полной массы щебнем. Двух-, трех- и четырехосные машины с разными кузовами сновали к местам погрузки и разгрузки, одолевая крутые подъемы и спуски, игнорируя грязь и вязкий песок. Таким способом Daimler AG провел тест-драйв полной гаммы нового специалиста в строительстве Mercedes-Benz Arocs.

Всем прорабам прораб

Предыдущая гамма Actros Bau была очень хороша, но с нынешней линейкой она не идет ни в какое сравнение. В модельном ряду Mercedes-Benz Arocs 15 разновидностей седельных тягачей, 18 вариантов шасси, 17 самосвалов и 10 бетономиксеров. В активе семейства четыре двигателя рабочим объемом от 7,7 до 15,6 л, образующих линейку из 16 вариантов мощности, от 175 кВт (238 л.с.) до 460 кВт (625 л.с.). Заказчикам доступно пять типов кабин в 14 вариантах. Чего уж более?!

Грузовик Mercedes-Benz Arocs

Все семейство Mercedes-Benz Arocs создано на основе потребностей европейского рынка, где 45% строительных грузовиков приходится на машины, эксплуатируемые на стройплощадке, до 30% занято в сфере снабжения возводимых объектов стройматериалами, 15% специализируется на доставке готового бетона. Согласно этим исследованиям, 5% приходится на различную технику со спецнадстройками, 4% автомобильных средств занято в смешанных перевозках и 1% составляет тяжелый специальный транспорт.

Исходя из этого, семейство Arocs разделено на машины для дорожной и внедорожной эксплуатации. У первых в основе конструкции рама шириной 834 мм, у вторых – шириной 744 мм. Дорожная серия на выбор предоставляет грузовики с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4 и 8х6. Внедорожная объединяет полноприводные 4х4, 6х6, 8х8, для которых предусмотрены межколесные и межосевые блокировки. Всего есть три типа полного привода: постоянный, подключаемый и вспомогательный гидравлический Hydraulic Auxiliary Drive (HAD). Принцип действия последнего напоминает аналогичные решения MAN (HydroDrive, 2006 г.) и Renault Trucks (Optitrack, 2010 г.), а доступен он будет с середины 2014 г.

Новая гамма призвана упрочить лидирующие позиции Mercedes-Benz на строительном рынке Европы. По итогам прошлого года, доля компании в сегменте тяжелых грузовиков Евросоюза составляет 23%, а в сегменте седельных тягачей – 19,4%. По большей части это заслуга прежнего «строителя» Actros Bau и других моделей полной массой свыше 16 т. Преемнику как раз и предстоит упрочить это лидерство.

Жаль только, что Россия помочь немецкому производителю в этом не сможет: все автомобили оснащают моторами BlueTec Евро-6, а это пока не про нас. В то же время, никаких реверансов в сторону уменьшения экологических стандартов не предвидится, да и с какой стати?! В 2013 году более 50% проданных моделей Actros и Antos составили грузовики с двигателями Евро-6. А в Германии доля таких продаж доходит до 75%.

Но не будем о грустном для российских перевозчиков. Поговорим о технике, точнее, о ее возможностях.

Гены брутальности

Удивительно, но факт: разработчикам удалось придать строительным автомобилям брутальный и, в то же время, не агрессивный облик. Во многом за счет характерной формы «рубленых» фар и «зубастой» решетки радиатора Arocs выглядит поджарым мускулистым строителем, которому любая задача не только по плечу, но и не в тягость.

Грузовик Mercedes-Benz Arocs

Грузовик Mercedes-Benz Arocs

Вход в кабину для настоящих мужчин: чтобы занять место за рулем, нужно приложить определенные физические усилия. Конечно, и барышня сюда взберется без проблем, но она точно не впорхнет подобно бабочке. При этом ни тени намека на неудобства. Процесс облегчает распахиваемая на большой угол дверь, ступени с антискользящим покрытием и прочные как скобы альпиниста вертикальные поручни.

Даже в самой узкой дневной кабине рабочее место продумано до мелочей, и к эргономике не придерешься. Расположение приборов и переключателей выбрано так, чтобы водитель находил их интуитивно в самых удобных зонах. Монитор борткомпьютера четко отображает нужную информацию, вызывать которую позволяют кнопочные переключатели на руле. Кстати, многофункциональный руль поставляется без доплаты. Селектор автоматической КПП Mercedes-Benz PowerShift 3 посажен на рулевую колонку и прост в обращении.

Брутальность читается в каждой детали интерьера, будь то встроенный подстаканник, крючок для одежды или клавишный переключатель. При этом никакой кустарщины, аляповатости или безвкусицы. Все по-немецки добротно, стильно и на совесть. Намек на строительную принадлежность внутри практически не прослеживается: оформление кабины сравнимо с отделкой магистральных грузовиков. Даже светлая обивка потолка не кажется здесь неуместной. Напротив, она не давит и визуально увеличивает полезное пространство.

Панель приборов грузовика Mercedes-Benz Arocs

Кабина грузовика Mercedes-Benz Arocs

Тщательный осмотр машин с разной колесной формулой убеждает в том, что подготовка всей серии к эксплуатации на стройплощадках и вне их была очень тщательной. Вся проводка добротно изолирована, аккуратно собрана в жгуты и надежно скреплена пластмассовыми хомутами. Агрегаты крепятся к раме так прочно, будто автомобилям предстоят соревнования на выносливость. И компоновка выполнена – лучше не придумаешь. Во всем чувствуются гены Actros Bau, хотя нынешние «строители» на голову выше предшественников.

Агрегатное изобилие

На Mercedes-Benz Arocs можно встретить как уже используемые моторы для моделей Actros и Antos, так и совершенно новые.

К числу первых относится, например, самый скромный по рабочему объему (7,7 л), мощности (238, 272, 299, 320 и 354 л.с.) и крутящему моменту (1000, 1100, 1200, 1300 и 1400 Нм) ОМ 936. Пик мощности достигается при 2200 об/мин, а максимальный крутящий момент – в диапазоне 1200-1600 об/мин. Кстати, львиная доля силового потенциала (около 90% мощности) находится в распоряжении водителя уже при 1600 об/мин, а хорошая тяга присутствует и при 1000 об/мин.

Все моторы этой серии имеют турбонаддув и распредвал с механизмом регулирования фаз газораспределения. На двигателях мощностью до 299 л.с. турбонаддув осуществляет асимметричный турбокомпрессор с двухканальной турбиной. На более мощных моторах задействован двухступенчатый турбонаддув от двух турбокомпрессоров. Вроде бы ничего необычного, но машина тянет – будь здоров. И ставят такие агрегаты не только на двух- или трехосные, но и на четырехосные автомобили.

Грузовик Mercedes-Benz Arocs

Второй ряд по величине рабочего объема (10,7 л) образуют двигатели ОМ 470. Это тоже рядные «шестерки», но уже с отдачей мощности в 326, 360, 394 и 428 л.с. при 1800 об/мин и способностью развивать максимальный крутящий момент в 1700, 1800, 1900 и 2100 Нм всего при 1100 об/мин. Работают они устойчиво, вытягивая даже на очень малых оборотах. Например, на низших передачах нормой являются 600-700 об/мин.

Третья группа силовых агрегатов ОМ 471 объединена рабочим объемом 12,8 л. Здесь перевозчику доступны моторы мощностью 421, 449, 476 и 510 л.с. при 1800 об/мин с вершиной крутящего момента в 2100, 2200, 2300 и 2500 Нм при 1100 об/мин. Всю линейку протестировать не удалось – просто времени не хватило, но опробованные 449- и 510-сильный варианты очень понравились: даже с предельной загрузкой до полной массы самосвалы без натуги одолевали крутые подъемы. И если на первых порах, когда при подъеме в гору в ветровое стекло видишь только небо, брала робость, то очень скоро она сменилась уверенностью.

На вершине моторного изобилия находятся 15,6-литровые дизели ОМ 473. Наивысшая мощность (517, 578 и 625 л.с.) здесь достигается при более низких оборотах – 1600 об/мин. А пологая вершина крутящего момента находится на большей высоте (2600, 2800 и 3000 Нм) при тех же небольших 1100 об/мин.

Грузовики Mercedes-Benz Arocs

В базовом оснащении теперь 12-ступенчатая автоматическая коробка передач Mercedes-Benz PowerShift 3, а 16-ступенчатая «механика» является опцией и поставляется за дополнительную плату. Коробка «умная», выбирающая передачу для начала движения в зависимости от установленного режима, степени загрузки и даже угла наклона. Искусственный интеллект позволяет не перебирать передачи последовательно, а переходить через одну и даже через две ступени. Например, при разгоне коробка может переключиться с третьей передачи сразу на шестую, и буквально тут же – на восьмую. А при торможении или перевале через гребень холма происходит то же самое, но наоборот. Например, при резкой смене подъема на спуск коробка может с пятой или шестой передачи мгновенно перейти на первую или вторую. Такая «мобилизационная готовность» вселяет уверенность.

На спусках на помощь коробке приходит моторный тормоз. Их несколько видов, разной мощности, и знать про них важно то, что любой из них эффективно справляется с возложенными функциями. Инструкторы утверждают, что полезная отдача у них такая же, как от 10-цилиндровых атмосферных двигателей грузовиков недавнего прошлого. А задействовать моторный тормоз легче легкого – достаточно воспользоваться правым подрулевым рычажком.

Кстати, в программе управления КПП зашиты три рабочих режима: стандартный, ручной и мощностной (он же внедорожный). В наследство от Actros Bau достался и режим раскачки. Я опробовал его в карьере и остался очень доволен: на участке с низкой несущей способностью долго буксовать не пришлось.

От 4х2 до 8х8

В конструкции немецких машин много нового. Например, появился электрогидравлический усилитель рулевого управления ServoTwin. Пока он доступен только на четырехосниках: на автомобилях с колесной формулой 8х6 и 8х8 серийно, на классических 8х4 – опционально. Усилие на руле зависит от скорости транспортного средства, а при выходе из поворотов срабатывает возвратный механизм, раскручивающий «баранку» в обратную сторону.

Эффективность работы ServoTwin было предложено опробовать на стоящем автомобиле. Для контраста сперва предложили выкрутить колеса от упора до упора на Actros Bau, и я вспомнил времена, когда на любительском уровне занимался штангой. Потом я сел в Arocs и ту же самую операцию выполнил кончиками пальцев. Действительно, разница колоссальная!

Новый модельный ряд радует легкой педалью сцепления без большого отрезка свободного хода и отзывчивой педалью акселератора. Напольных конструкций нет: все педели подвесные, и с учетом работы в сезонной обуви это грамотное решение.

В распоряжении водителя программируемая «горячая» клавиша на руле, которую можно привязать к определенному подменю бортового компьютера. Я сделал это с помощью инструктора, завязав «запросы» на данные о поездке: пройденном расстоянии, времени в пути, средней скорости и расходе топлива. И на разных машинах данные были противоречивыми.

Подвеска грузовика Mercedes-Benz Arocs

Например, на одном из самосвалов расстояние в 63,2 км было преодолено за 2 часа 56 минут со средней скоростью 22 км/ч при расходе 47 л/ 100 км. На самом сложном отрезке с жутким бездорожьем и подъемом в 30% расстояние в 30,2 км было покорено за 2 часа 28 минут со средней скоростью 12 км/ч и расходом 124,3 л ДТ на сотню. Причина такого непомерного «аппетита» четырехосника кроется не только в большой мощности двигателя, но также в использовании блокировок и частых остановках.

Зато в смешанном карьерно-шоссейном режиме Arocs проявляет свои лучшие качества, показывая расход топлива, близкий к расходу на магистральных грузовиках. Я не поленился и заглянул на одной из тестовых машин с колесной формулой 6х4 в меню борткомпьютера. Он выдал мне такие данные: общий пробег – 1844,9 км, время работы двигателя – 48 часов 19 минут, средняя скорость – 38 км/ч, средний расход топлива – 39 л/ 100 км. Вот это близко к истине!

Наверное, если бы Mercedes-Benz Arocs сдавал ЕГЭ, он бы точно получил максимальную оценку, причем без взяток и «блатных» натяжек. Продукт получился первоклассный, достойный уровня лидера рынка. Вопрос только в том, когда этот «суперстроитель» станет возить грузы в России…

Основные технические характеристики некоторых тестовых автомобилей Mercedes-Benz Arocs:

Технические характеристики

1852 S (4x2)

3345 K (6x4)

3235 K (8x4/4)

Колесная база, мм

3600

3300

4550

Тип кабины Classic Space

S

M

S

Габаритная ширина кабины, мм

2300

2300

2300

Высота моторного туннеля, мм

170

170

170

Модель двигателя

OM 473

OM 471

OM 936

Рабочий объем двигателя, л

15,6

12,8

7,7

Мощность, л.с./ об/мин

517/ 1700

449/ 1800

354/ 2200

Макс. крутящий момент, Нм/ об/мин

2600/ 1100

2200/ 1100

1400/ 1200-1600

Модель КПП PowerShift 3

G281-12

G230-12

G211-12

Передаточные числа КПП

14.93-1.0

11.7-0.78

14.93-1.0

Мощность моторного тормоза, кВт/ об/мин

360/ 2300

400/ 2300

302/ 3000

Нагрузка на передний/ задний мост, т

7,5/ 11,5

8,0/ 13,0

7,5/ 9,5

Размер шин

315/70 R22,5

13R 22,5

315/80 R22,5

Передаточное отношение главной пары

2,733

3,565

4,333

Объем топливного бака/ бака AdBlue, л

290/ 60

290/ 60

260/ 25

Снаряженная масса, кг

7220

13 040

14 040

Полная масса, кг

18 000

33 000

32 000


Последние статьи