Транспортный налог на грузовые автомобили в 2016 году

30 мая, 2016

Последние годы принесли серьезные изменения в российское транспортное законодательство в части налогообложения грузовых автомобилей. Главное нововведение – собственники грузовиков теперь обязаны оплачивать путь, пройденный по федеральным трассам. Основная мотивация нововведения – грузовики наносят серьезный ущерб дорожному покрытию при передвижении с полной загрузкой, и должны этот ущерб компенсировать. Естественно, этот новый транспортный налог серьезно взволновал владельцев и собственников грузового автотранспорта.

Размер налога на грузовые автомобили

Следует сразу отметить, что вводится транспортный налог на грузовые автомобили свыше 12 тонн, то есть собственников легких грузовиков нововведения не затронули. Но и в этой категории есть исключения, не облагаемые увеличенным налогом, это:

  • пассажирский транспорт;
  • специальный транспорт (машины пожарной службы, скорой помощи и проч.);
  • военный транспорт.

транспортный налог на грузовые автомобили свыше 12 тонн

Все остальные обязаны платить налог на машину, который составляет 3,73 рубля за каждый километр, пройденный по любой федеральной трассе. Учитывая, что активно эксплуатируемые грузовики ежегодно проезжают очень большие расстояния по федеральным дорогам, из-за чего годовой налог будет составлять для многих значительную сумму, государство предложило постепенный ввод пошлины. Так, с момента введения налога и до начала 2016 года, собственники большегрузов должны были платить только 1,53 рубля за километр пути. С начала 2016 эта сумма увеличилась до 3,06 рубля, и только с начала 2019 года автовладельцам придется платить налог в полном размере – 3,73 рубля за каждый километр, который машина будет проезжать по федеральным трассам.

То есть для грузовых автомобилей с грузоподъемностью свыше 12 тонн текущий транспортный налог в 2016 году составляет 3,06 рубля.

Как осуществляется контроль?

На данный момент система учета километража и оплаты средств в рамках налога пока что находится в состоянии доводки, из-за чего не всегда понятно, как и когда платить налог на транспорт. Изначально предполагалась авансовая оплата налога, но существовали значительные трудности с учетом пройденного километража, из-за чего фактическая реализация нововведений неоднократно откладывалась, начиная с 2013 года, вплоть до текущего момента, когда она наконец заработала.
На первых порах допускалось использование сразу нескольких типов контроля пройденного километража с помощью:

  • специального бортового устройства;
  • постороннего прибора;
  • маршрутной карты.

Сейчас выбор сделан в пользу оборудования всех грузовиков стационарными бортовыми устройствами системы «Платон», одной из основных функций которой как раз и является подсчет пройденного километража по федеральным трассам, основываясь на показаниях спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС.

Немалая для активных грузоперевозчиков ставка транспортного налога ведет к существенному росту их расходов, поэтому государство решило чуть подсластить пилюлю, предоставляя бортовые счетчики на безоплатной основе.

Последствия уклонения от уплаты транспортного налога

Новая система налогообложения получила и новую сетку штрафных санкций, причем в зависимости от ситуации и виновных, сумма штрафа могла существенно колебаться. Следует отметить, что еще в 2015 году были возможны и такие ситуации, когда штрафы одновременно начислялись и водителю, и собственнику грузового автомобиля.
Выглядела система следующим образом:

Кто будет платить

Первое нарушение

Повторное нарушение

Водитель

5 000

50 000

Собственник

450 000

1 000 000

Индивидуальный предприниматель

40 000

1 000 000

Должностное лицо

40 000

1 000 000

Все сумы указаны в российских рублях.

ставка транспортного налога в 2016 году

Но учитывая огромные размеры штрафов и вызванное этим массовое недовольство грузоперевозчиков, особенно частных предпринимателей, с 15 декабря 2015 года система была существенно упрощена. Самое главное нововведение – штраф теперь может налагаться только на собственника автомобиля. Если он по тем или иным причинам решил не платить транспортный налог в Московской области или любом другом регионе страны, в 2016 году ему придется заплатить 5 000 рублей за первое нарушение и 10 000 – за каждое следующее. При этом допускается максимум 1 штраф в сутки.

Здесь следует отметить, что эта упрощенная система штрафов названа переходной и будет действовать только в течение ближайших нескольких лет, в период адаптации отечественной отрасли грузоперевозок к новым правилам. В дальнейшем планируется возврат к штрафам, приведенным в таблице выше.

Ставка транспортного налога для легких и средних грузовиков

В это же время основная система налогообложения не изменилась, и владельцы грузовиков с грузоподъемностью до 12 тонн, как и раньше должны платить в зависимости от мощности двигателя и количества лошадиных сил в нем. Размер налога зависит от региона, ведь в РФ каждый субъект имеет право устанавливать собственные налоговые ставки, которые могут существенно отличаться от основных ставок, приведенных в 361 статье НК РФ. При этом установленный регионом налог не может быть выше государственного минимума более чем в 10 раз. На данный момент, этим минимумы составляют для двигателей с мощностью:

  • менее 100 л.с. – 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • 100-150 л.с. – 4 рубля за 1 л.с.;
  • 150-200 л.с.- 5 рублей за 1 л.с.;
  • 200-250 л.с. - 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. – 8,5 рублей за 1 л.с.

Например, в Московской и Ленинградской областях транспортный налог на ГАЗель с двигателем, имеющим 100-150 л.с. мощности, составляет 40 рублей за 1 лошадиную силу.

Следует отметить, что это основной транспортный налог на грузовик, который также должны оплачивать и собственники автомобилей с грузоподъемностью более 12 тонн в дополнение к транспортному сбору за проезд по федеральным трассам.

От уплаты транспортного налога освобождаются только:

  • скотовозы, в том числе автомобили для перевозки птицы;
  • молоковозы;
  • ветеринарная техника;
  • сельскохозяйственная техника (комбайны, трактора и проч.);
  • обслуживающая техника, задействованная в сельском хозяйстве.

Освобождение от уплаты налогов будет действовать с одной весомой оговоркой – техника должна быть оформлена в собственности сельскохозяйственного предприятия и использоваться по назначению.

Обоснованность действующей системы налогообложения грузового транспорта

Если основной транспортный налог на грузовой автомобиль еще нельзя назвать неподъемным для собственников данной категории транспортных средств, то дорожный сбор за проезд по федеральным трассам для тех, чьи автомобили передвигаются по ним много, будет обходиться довольно дорого в годовом исчислении. Однако предполагается, что все средства, полученные в рамках данного налога, будут распределяться по региональным бюджетам с дальнейшим вложением в строительство, ремонт и обслуживание дорог с целью постепенного повышения их качества.

При этом достаточно большая категория перевозчиков имеет возможность экономить, пересаживаясь в автомобили с грузоподъемностью до 12 тонн, а также максимальное количество пути передвигаясь по дорогам регионального значения, которые пока что остаются совершенно бесплатными для крупных грузовиков.


транспортный налог

Последние статьи