Урал-4320 – мощный и безотказный вездеход

19 мая, 2014

Универсальный грузовой автомобиль Урал-4320 повышенной проходимости уже не один десяток лет является базовой моделью автозавода «УРАЛ». Этому полноприводному вездеходу не страшны морозы и бездорожье. Он фантастически практичен, поскольку выполнен в «военном» стиле, да и спроектирован в первую очередь для нужд армии. Все эти качества и сделали данную модель настоящим символом отечественного грузового автомобилестроения.

Полноприводный грузовой автомобиль Урал-4320

История создания автомобиля

Предшественником грузовика Урал-4320 является модель Урал-375 – также полноприводный многоцелевой грузовой автомобиль, производившийся с 1961 года. Одним из основных недостатков этой машины был неэкономичный бензиновый двигатель. Еще в 60-х годах под эту модель был разработан и испытан дизельный мотор Урал-640. К сожалению, его так и не удалось запустить в серийное производство по причине нехватки средств на данный проект.

Урал-4320 в 70-х годахОчередные подвижки случились уже в 1969 году, когда Ярославский моторный завод получил государственный заказ на разработку нового дизельного двигателя и КПП для автомобиля Урал-375. Первые моторы были испытаны в этом же году. К началу 1970 дизельный силовой агрегат ЯМЗ-7Э641 и разработанная для него КПП ЯМЗ-Э141 начали устанавливаться на экспериментальные автомобили, получившие индекс Урал-375Д. За время испытаний в моторе были выявлены многие просчеты и огрехи, поэтому его возвратили в Ярославль на доработку. Усовершенствованный двигатель получил индекс ЯМЗ-740, а прототип также доработанного автомобиля Урал-375 назвали Э4320.

После завершения всех испытаний новая машина была рекомендована к серийному производству межведомственной правительственной комиссией и получила название Урал-4320. Серийное производство модели стартовало в 1975 году и продолжается до сих пор.

Характеристики автомобиля Урал-4320

Модель Урал-4320 получила несущую раму, что обеспечивает общую прочность конструкции. Хорошую проходимость автомобиль имеет благодаря наличию полного привода, коротких свесов и односкатных шин, оборудованных системой автоматического регулирования давления.

С 1978 года параллельно с мотором ЯМЗ-740 на автомобилиУрал-4320 начали устанавливать дизельные силовые агрегаты КамАЗ. Поначалу в такой комплектации выпускалось сравнительно небольшое количество машин, но со временем УралАз полностью перешел на установку камских дизелей в свои грузовики.

Топливозаправщик на базе Урал-4320

Однако, после пожара на камском моторостроительном заводе, произошедшем в 1993 году, Урал-4320 снова начали комплектовать преимущественно ярославскими двигателями, но уже 236 и 238 моделей.

На данный момент авто агрегатируется двумя вариантами силовых установок:

  • дизельным V-образным мотором КамАЗ-740.10 (Евро-1), имеющим мощность в 230 л.с. и позволяющим машине перемещаться по бездорожью с грузом до семи тонн с максимальной скорость до 85 км/ч. Тяговитый силовой агрегат дает возможность эксплуатировать автомобиль в составе автопоездов с прицепом, имеющим до 11 500 кг массы;
  • шестицилиндровым мотором ЯМЗ-238НЕ2, мощностью в 240 лошадиных сил и обеспечивающим такие же характеристики, что и движок от КамАЗа, но соответствующим требованиям Евро-2.

Независимо от типа двигателя на автомобиль устанавливается синхронизированная пятиступенчатая коробка передач КамАЗ-141. Автомобиль полноприводный, с колесной формулой 6х6, оборудуется двухступенчатой раздаточной коробкой с возможностью блокировки межосевого дифференциала, на среднем и заднем мостах доступна блокировка межколесных дифференциалов.

Грузовик может комплектоваться одним из трех типов шин:

  • 425/85 R21 КАМА-1260;
  • 390/95 R20 КАМА-Урал;
  • ОИ-25 14.00-20.

Особенно интересны шины ОИ-25, в которых реализована возможность центрального регулирования давления.

Шасси Урал-4320В передней части автомобиля монтируется лебедка с тросом длиной 65 м. В 2000-х годах рулевое управление модели начали оборудовать гидроусилителем. Кабина у машины простая, цельнометаллическая, трехместная, оборудуется отопительной системой. Для работы при низких температурах (не более -50° C) в кабине может быть установлен дополнительный отопитель, а двигатель оборудуется предпусковым подогревателем. Водительское сиденье регулируется только по высоте, и на этом перечень удобств заканчивается.

Кузов у модели 4320 имеет ровный пол и задний открывающийся борт. Оборудуется откидными скамейками и натягиваемым на дуги тентом. Изначально модель комплектовалась кузовами по типу автомобиля Урал-375Д, имеющими надколесные ниши, но от них отказались в 1986 году, перейдя к более современной компоновке.

Предназначение и применение автомобиля

Урал-4320 проектировался как грузовой вездеход, предназначенный для нужд армии, промышленности и сельского хозяйства. Особый упор конструктора делали на его способность преодолевать бездорожье, в том числе и на поле боя. Поэтому машина способна с легкостью преодолевать заболоченные участки, водные преграды с глубиной до полутора метров, канавы с глубиной до двух метров, а также взбираться на крутые подъемы до 60 градусов.

Урал-4320 преодолевает бездорожье

Автомобиль Урал-4320 предназначается для перевозок грузов и людей, а также буксировки прицепов по любым дорогам и бездорожью. Различные специализированные модификации данной модели выполняли и другие работы.

Основные модификации автомобиля Урал-4320

За все время производства были выпущены следующие модификации:

  • Урал-4320 – серийный грузовой автомобиль с двигателем ЯМЗ-740, производился в 1977-1986 гг.;
  • Урал-4320-01 – модернизированная серийная модель с новой бортовой платформой, имеющей плоский пол, производился в 1986-1993 гг.;
  • Урал-4320-10 – серийный грузовик с шестицилиндровым дизельным мотором ЯМЗ-236. Имеет установленный на правом крыле воздушный фильтр. Производится с 1993 года;
  • Урал-4320-30 – модификация с удлиненной базой и широкопрофильными шинами марки ИД-П284. Производился в 1994-2002 гг.;
  • Урал-4320-31 - оборудовался дизельным мотором ЯМЗ-238, имеющим мощность в 240 л.с. Имел удлиненный капот и воздушный фильтр на правом крыле. Производился в 1994-2002 гг.;
  • Урал-4320-41 – оборудуется дизельным мотором ЯМЗ-238НЕ2, производится с 2002 года;
  • Урал-4320-40 - модификация Урал-4320-41 с удлиненной базой, производится с 2002 года;
  • Урал-43202 – грузовик для народного хозяйства с бортовой деревянной платформой, имеющей три открывающихся борта;
  • Урал-4420 – предназначенныйдля работы имеющими массу до 15,2 тонны полуприцепами седельный тягач;
  • Урал-44202 – модернизированный седельный тягач для полуприцепов с массой до 18 тонн.

Автогидроподъемник на базе Урал-4320

Также стоит отметить, что Урал-4320 состоит на вооружении российской армии. Для военных производится отдельная линейка бронированных грузовиков. Они также имеют возможность установки вместо кузова бронекапсулы. Такие УРАЛы выпускаются в модификациях 4320-0010-31 и 4320-09-31.


урал-4320, грузовик, вездеход

Последние статьи