Майкл Мэк: John Deere следит за ситуацией

12 марта, 2013

Интервью с Майклом Мэком, президентом подразделения строительной и лесозаготовительной техники John Deere.

- Добрый день, г-н Майкл. Рост продаж строительной техники John Deere на протяжении последних 2-х лет характеризуется феноменальными цифрами и составляет порядка 100%. Могли бы Вы поделиться секретами со своими конкурентами, как Вам это удается? И как обстоят дела с продажей техники John Deere на других рынках — американском, европейском, азиатском, китайском? Насколько сказывается влияние кризисных факторов?

- Наш финансовый год сдвинут относительно календарного: он начинается в ноябре и заканчивается октябрём. За этот год нами достигнут хороший рост по всем нашим подразделениям, в целом он составляет 24%. Существенный рост наблюдается как по сельхознаправлению, так и по строительному. В секторе сельхозтехники, несмотря на продолжающееся падение на ряде мировых рынков, наши продажи растут. Объяснить это можно тем, что цены на сырье достаточно высоки и сельхозкомпании, получая достаточно большой доход, имеют возможность приобретать технику. По рынку строительной техники мы связываем наш рост с тем, что экономика выходит из кризиса. Мы наблюдаем это третий год подряд.

Но не на каждом рынке положение столь оптимистично. К примеру, результаты в нашем европейском сегменте лесной техники в 2012 году будут ниже, чем в 2011. Но здесь нет никакого сюрприза, поскольку экономическая ситуация в Европе известна.

В России мы имеем достаточно большой рост в секторе строительной техники. Частично это связано с тем, что мы еще новички на этом рынке и строго говоря, имеем существенный рост в процентах при не очень больших объемах.

Я хотел бы отметить несколько дат, чтобы логика моего мышления была понятна. John Deere в этом году исполняется 175 лет: это делает нас одной из старейших компаний в Америке. Следующую цифру Вы, быть может, знаете, но некоторых она удивляет: в России John Deere начал бизнес более 100 лет назад. По лесному направлению наш опыт здесь более 35 лет. По строительному же - мы новички, пошел всего лишь четвертый год.

Президент подразделения строительной и лесозаготовительной техники John Deere Майкл Мэк

- Т. е. Вы считаете, что в целом влияние кризиса в мире закончилось и наблюдается рост?

- После кризиса 2008-2009 годов уже третий год подряд мы наблюдаем по нашей компании восстановление достаточно высокими темпами. Мы не можем со 100%-ной уверенностью сказать, что кризис прошел, поскольку имеют место определенные проблемы с финансированием на всех рынках. А как вы знаете, финансирование имеет достаточно большое влияние на покупательную способность как в сегменте строительной, так и сельскохозяйственной и лесной техники. Мы можем говорить, что идет восстановление. Для нас оно проходит достаточно хорошими темпами, что видно по нашим результатам. Но полностью кризис не прошел.

- Вернемся к российскому рынку. На сегодняшний день компанией John Deere инвестировано в российский рынок 150 млн долларов. Было объявлено, что к 2015 году эту цифру планируется довести до 500 млн долларов. Какое место занимает Россия по уровню инвестиций? Не поменялись ли Ваши планы на перспективу? Что стоит в числе первоочередных планов на 2013 год? Будут ли увеличиваться производственные мощности в Домодедово и Оренбурге? Планируется ли расширение продуктовой линейки на этих заводах и если да, то в каком направлении?

- На данный момент те инвестиции для России, что были озвучены, уже сделаны. Мы также планируем до 2015 года инвестировать 500 миллионов. В глобальном смысле наши планы не изменились. Но что может потенциально претерпеть изменения, так это временная составляющая. Все зависит от коньюнктуры российского рынка. К сожалению, мы не можем поделиться детальными планами, куда конкретно пойдут эти инвестиции. Отвечая на ваш вопрос о месте России с точки зрения инвестиций по отношению к другим странам могу отметить следующее. Один из индикаторов, к которому я предлагаю приглядеться, это насколько часто Председатель Совета Директоров John Deere бывает в России. А бывает он очень часто. Это значит только одно - Россия для нас в числе приоритетных направлений. Россия наряду с Бразилией и Китаем входит в тройку стран с наибольшими инвестициями.

В Оренбурге мы развиваем исключительно сельхознаправление. На текущий момент мы уже анонсировали увеличение производственных мощностей в несколько раз и этот процесс сейчас идет. Здесь реалии совпадают с нашими планами: с 2013 года производственные мощности в Оренбурге начнут работать на полную.

В Домодедово в этом году мы расширили производственные мощности и склад запчастей в два раза. Это очень большое увеличение, учитывая, что построили завод в 2010 году. В 2011 году также было двукратное увеличение. То есть каждый год мы росли в два раза.

- Демонстрационные модели новых экскаваторов John Deere, произведенные для российского рынка на заводе в Китае, были показаны в Москве на СТТ-2012. Когда следует ожидать появления на российском рынке реальных машин? Кто еще, кроме России, будет потребителем этой техники китайского производства?

- Мы начинаем продажи этих экскаваторов на российском рынке с июня 2013 года. Не пилотные образцы, а нормальные производственные машины. Начинаем с 2-х моделей - 21 и 24 т и постепенно будем расширять модельный ряд. Эти экскаваторы мы разрабатывали не только для российского рынка - у них международная спецификация и они пригодны для использования на любом рынке. Эти машины, как и любая наша техника, - высокопроизводительные, легкообслуживаемые, надежные. Но мы понимаем, что недостаточно поставить надежную технику. Не менее важно обеспечить хорошую насыщенность запчастями и сервисным обслуживанием. И прежде, чем мы привезем машину на российский рынок, мы подготовим в России все необходимое, завезем требуемое количество запчастей, обучим дилерские организации для качественного обслуживания. Первоначальный фокус этих машин с точки зрения стран, где они будут продаваться - это Россия и Китай. В среднесрочной и долгосрочной перспективе эта техника придет на все рынки, за исключением Америки, поскольку в последней в сегменте экскаваторов мы сотрудничаем с Hitachi.

- На китайском рынке наблюдается существенный спад продаж строительной техники. С одной стороны нельзя отрицать, что это связано с антияпонскими настроениями. Тем не менее существует и другая сторона — значительное падение спроса на строительную технику со стороны китайских покупателей. Уже временно приостановили свою работу ряд японских производителей. В этой связи вопрос - какими вы видите перспективы развития вашего производства в Китае?

- Спасибо за хороший вопрос. Вы абсолютно правильно проанализировали ситуацию с китайским рынком. Наши инвестиции состоят из двух частей. Первая их часть связана со строительством и запуском производственных мощностей. Вторая — с разработкой новой модели для новых рынков. В совокупности это очень большие инвестиции. Соответственно, когда мы приходили с инвестициями, мы были в курсе, что любая экономика, а экономика Китая не исключение, имеет цикличный характер. Когда мы приходили с инвестициями в Китай, там был подъем, в этом году мы видим спад. Это достаточно предсказуемый момент. И мы всегда рассматриваем долгосрочную перспективу. Мы знаем, что любой спад временный. После которого в любом случае начнется подъем. Хотел бы также отметить, что одной из причин, по которой мы видим спад на китайском рынке, является тот факт, что китайское правительство хочет держать под контролем кредитную политику, контролировать инфляцию. А это также влияет на спрос на китайском рынке.

Могу сказать, что падение спроса — это большой вызов для всех участников китайского рынка. Однако для нас это можно рассматривать и как положительный момент, поскольку мы на начальной стадии, наше производство задействовано не на полную мощность. Соответственно, все это не так сильно влияет на нас с экономической точки зрения. Плюс время спада мы можем эффективно использовать для того, чтобы отладить и довести до совершенства всю производственную составляющую, подтянуть поставщиков. Чтобы к моменту, когда наступит циклический подъем, мы были во всеоружии. Наш подход в России и Китае - это поступательное дисциплинированное движение вперед и вверх шаг за шагом. Мы должны и хотим быть последовательными. Слишком быстрый рост - это хорошо, но зачастую он сопровождается тем, что не все компоненты этого роста одинаково быстро и хорошо развиваются. Мы хотим на каждом рынке, где мы присутствуем, поддерживать имидж нашего бренда. Соответственно мы должны все составляющие - качество продукта и производственные мощности, качество поставщиков и техническую поддержку - держать на высоком уровне. Но на это нужно время.

- Вернемся к новым моделям экскаваторов. Вы выходите на рынок с новым продуктом. В чем ваши конкурентное преимущество? Что вы предлагаете потребителю, учитывая, что большинство агрегатов сегодня унифицировано?

- Разобью ответ на ваш вопрос на три части. Первый момент: если мы говорим непосредственно про единицу строительной техники. Это будет производительная и надежная машина с очень большим запасом по гидравлике. Легко обслуживаемая - соответственно, сокращается время и расходы на ремонт. Второй момент касается нашего бизнеса в России в целом. Мы на строительном рынке России чувствуем себя сейчас достаточно успешно, но нам не хватает одного компонента - экскаватора. И за счет этого мы теряем достаточно большую долю рынка, потому что не можем предоставить заказчику полный комплект техники. С приходом экскаваторов мы будем иметь полную продуктовую линейку. Это нельзя назвать 100 %-ным конкурентным преимуществом, но это очень сильно поднимет наши позиции, поскольку доля экскаваторов на российском рынке составляет 33 % от всей строительной техники.

И третий момент. Мы представляем не просто машину. На какой-то большой успех мы вряд ли могли бы рассчитывать, если бы просто привезли экскаваторы. Мы представляем комплексное решение, машина - только часть которого. Помимо этого, у нас есть собственное финансирование John Deere Financial. Есть сервисное обслуживание, быстрая доставка запасных частей. Соответственно, клиент покупает не просто машину. Он покупает прибыль для своего бизнеса, которая обеспечивается всеми составляющими нашей поддержки.

На данный момент на российском рынке немногие из наших конкурентов имеют всю линейку строительной техники. Многие сильны в определенных сегментах. Кто-то в экскаваторах-погрузчиках, кто-то в бульдозерах... И добавление в нашу линейку экскаваторов безусловно создаст преимущество для клиента. Потому что он сможет прийти в нашу компанию и приобрести все, что необходимо.

- Недавно в США появился продукт John Deere Work Solution по разработке решений управления парком дорожно-строительной техники. Каковы отзывы об этом продукте среди американских потребителей? Когда планируется вывести этот продукт на российский рынок?

- Прежде всего хочу сказать, что мы представили John Deere Work Solution на американском рынке и он был очень хорошо воспринят и клиентами, и дилерами. Также должен заметить, что мы сейчас на начальном этапе и еще далеко не все элементы из числа тех, что мы хотели бы внедрить, функционируют нормально. И даже при этом мы получаем позитивные отзывы, и это дает нам основания предполагать, что продукт будет успешным. Для себя мы видим, что этот продукт немного репозиционирует наше отношение к бизнесу заказчика и мы переходим от продажи машины, железа, оборудования к продаже полного пакета услуг, включая управление парком техники. А это как раз то, что нужно клиенту. Данный продукт позволяет выделить нас на фоне конкурентов и с помощью этого продукта мы обеспечиваем еще большую производительность, делаем машины еще более надежными и позволяем экономить на ежедневной основе средства заказчика на обслуживание техники.

Что конкретно дает заказчику этот продукт? Во-первых, управление парком техники. Второй момент — он позволяет более эффективно анализировать, что происходит с техникой. Если раньше, чтобы это понять, сервисный инженер выезжал на место, проверял все агрегаты системы и диагностировал, что случилось и как можно исправить машину, то теперь для этого даже не нужно выезжать в поле. Вся информация относительно того, что происходит с техникой, поступает на монитор. Соответственно, инженер анализирует ситуацию, находясь в офисе, и выезжает исключительно для её исправления.

Также данная система способна анализировать, как работают все системы машины и это позволяет достигнуть очень серьезной экономии. Например, мы можем проанализировать, в какие моменты и сколько времени машина работает на холостых оборотах, а где, напротив, на повышенных и, соответственно, правильно настроить систему, достигнуть наименьшего потребления топлива и износа агрегатов. Это все отражается в меньших расходах заказчика и в большей его прибыли.

Если говорить про российский рынок, мы, конечно, планируем ввести в России John Deere Work Solution. Но есть один момент, который не позволяет нам сделать это сейчас. Дело в том, что способ передачи информации - это радиоволны. И та волна, на которой работает наша система, заблокирована военными. Сейчас идут переговоры о том, что для публичного использования ее разблокируют и мы ждем этого момента. В сельхознаправлении уже есть подобная система, которая была разработана ранее.

Зная наших российских клиентов достаточно хорошо, мы понимаем, какие у них основные трудности. Их задача, чтобы машина работала бесперебойно. И наша система позволяет это сделать.

- Еще один ваш продукт — программа восстановления запасных частей John Deere Reman. Получил ли он развитие в России? Могли бы Вы рассказать о первых итогах?

- Если мы посмотрим с точки зрения восстановления запасных частей и компонентов, John Deere Reman - это не старейшая наша область. Мы недавно, пару десятков лет, работаем на этом рынке. Но это очень прибыльно для нас и мы получаем очень хороший оборот. Порядка двух лет назад John Deere Reman появился в России. И здесь результаты по приросту активности даже лучше, чем в Соединенных Штатах. Одной из причин этого является то, что для российского заказчика это очень привычная схема. Дело в том, что во времена Советского Союза восстановление запасных частей было очень хорошо развито и российский менталитет привык к тому, что можно взять восстановленную запчасть, заплатив за нее меньше, но она будет работать точно также, как новая. Т.е. российского заказчика в выгоде здесь и убеждать не надо. Поэтому в сельхознаправлении, в строительном и в лесном это пользуется все большей и большей популярностью. И могу сказать, что по этому направлению мы уже имеем хорошие результаты.

- Каким Вы видите 2013 год для своей компании - в России и в целом в мире?

- Если мы возьмем те страны, где присутствует John Deere, по всем направлениям есть предпосылки к очень хорошему росту. Как на американском рынке, так и в России. Но есть свои определенные «но». Есть «но» мировое - это достаточно шаткая экономическая ситуация, которая в любой момент может в большей или меньшей степени повлиять. Это и Китай, где в данный момент наблюдается рецессия — об этом мы говорили. Тем не менее, в целом, наш взгляд на 2013г. крайне положительный. Один из показателей американского рынка, на который мы ориентируемся, это насколько восстанавливается рынок жилья. И мы видим, что в Америке он начинает подниматься в сравнении с предыдущими послекризисными годами. Соответственно, это позитивный сигнал для нас. Являясь производителями, мы должны быть гибкими, просматривать всю экономическую ситуацию. Но несмотря ни на что, мы должны вселять уверенность в наших клиентов. И мы надеемся, что мы это делаем. В John Deereе мы смотрим в горизонт, смотрим на долгую перспективу, держа руку на пульсе.

- Т.е. перспективы благоприятные?

- Перспективы благоприятные. Но мы следим за ситуацией.

Справка:

В 2012 году корпорация Deere & Company заработала рекордные 3065 млрд долларов. Чистая прибыль Deere & Company за 2012 финансовый год достигла $3,065 млрд. ($7,63 за акцию), в прошлом году аналогичные показатели составляли $2,8 млрд. и $6,63 соответственно. За год компания продемонстрировала 13% рост с годовой выручкой в $36,157 млрд.

Подразделение строительной и лесозаготовительной техники увеличило продажи на 7% за четвертый квартал и на 19% за год. Операционная прибыль подразделения достигла $476 млн. с начала года, в 2011 году этот показатель составил $392 млн.

По прогнозам, продажи сельскохозяйственного и садово-паркового оборудования в 2013 году вырастут на 4%, строительного и лесозаготовительного – на 8%. Ожидаемая выручка от продажи всей линейки оборудования в следующем году вырастет на 5%, а прибыль составит $3,2 млрд.

Журнал «АВТОСПЕЦТЕХНИКА»


jhon deere

Последние статьи