Чаевые от Scania

27 августа, 2013

Что такое 5-8%? Средний размер чаевых в чеке, оставленных в уютной кафешке где-нибудь в центре Стокгольма? Годовой уровень инфляции, декларируемый Минфином? Скания нашла свой ответ на этот вопрос. Такова экономия топлива, которой добились скандинавские специалисты, выводя на рынок модернизированное семейство Streamline. Много это или мало? Для прилежного перевозчика это означает, что Скания дарит ему 2,5 рубля с каждого литра топлива

Наследник по прямой

Казалось бы, в середине мая все шведский дороги должны были вести в Мальмё, где в эти дни проходил финал конкурса Евровидение-2013. Однако была еще одна достаточно широкая автомагистраль, ведущая южнее шведской столицы – в город Сёдертелье, на полигон компании SCANIA. Именно там состоялась презентация нового поколения грузовых автомобилей Scania Streamline.

Дебют линейки грузовых автомобилей для дальних перевозок серии Scania Streamline состоялся в 91-м году прошлого века, аккурат на 100-летний юбилей компании. Семейство Streamline на тот момент по праву считалось верхом технического совершенства. Многие решения, отличавшие первое поколение Streamline, были дебютными для рынка. Например, применение полностью электронного управления двигателем, да и собственно сам двигатель в нормах токсичности Евро-1, введенный в эксплуатацию в опережение стандарта. Как результат, Scania Streamline стал законодателем моды и быстро приобрел культовый статус среди европейских автоперевозчиков.

Грузовик Scania Streamline

22 года спустя компания вывела на рынок Streamline 2-го поколения, оптимизированные для магистральных перевозок по аэродинамике и расходу топлива. Потенциальная экономия топлива для европейских перевозчиков, по заверениям специалистов компании, составит порядка 8%. При передвижении по дорогам, на которые до сих пор нет доступа к топографическим данным (а это в том числе и Россия, хотя, по слухам, ситуация здесь уже начала сдвигаться с мертвой точки), экономия будет несколько скромнее. Но ведь и 5% на дороге не валяются.

Властелин воздушных потоков

Борьба за экономию велась по нескольким фронтам одновременно. Первое направление – снижение аэродинамических потерь, для чего специалисты компании основательно поработали над экстерьером кабины. В итоге были применены решения, снижающие коэффициент лобового сопротивления. В частности, «ноздри», отличавшие прошлый Streamlime, заменили дефлекторами запатентованной конструкции, обеспечивающими требуемую турбулентность воздушных потоков. Сглаженные углы кабины также пошли в зачет. В итоге воздушные потоки проходят над фарами, закручиваются, создавая защиту от брызг, и отсекают всю пыль и грязь с окон, дверей, зеркал.

Серьезно сказалось на снижении аэродинамического сопротивления оснащение кабины новым солнцезащитным козырьком с улучшенной аэродинамикой и набором дополнительных элементов освещения. Края солнцезащитного козырька «отодвинуты» от кабины, что помогло снизить аэродинамические шумы. Новое аэродинамическое оперение позволяет снизить потребление топлива для грузовиков Scania серии G и R более чем на 1%.

Передние фары грузовика Scania Streamline

Грузовик Scania Streamline

Впрочем, в погоне за экономией не забывали и о практичности. Так, была убрана защита, закрывающая подножку на предыдущей серии тягачей. Несмотря на то, что подобная защита добавляла в копилку экономии около полпроцента, от нее пришлось отказаться из-за несовершенства конструкции.

Внутренняя гармония

За комфорт и хорошее самочувствие водителей и пассажиров отвечают новые сиденья премиум-класса и обновленные цвета интерьера. Новые дополнительные фары отличаются не только стильным дизайном, но и расширенной зоной освещения, как непосредственно перед грузовиком, так и на расстоянии.

К дизайнерским решениям можно также отнести светодиодные указатели поворотов и дневные ходовые огни. Также грузовик получил уникальные светодиодные задние фонари, форма которых вторит дизайну фар.

Кстати говоря, светодиодные фонари – это не только эстетика и дизайн, но и дополнительно сэкономленные 30 литров топлива в год. Что еще? Цветные дисплей и комбинация приборов. Широкая раздвижная нижняя спальная полка на кабинах серии R. В стандартную комплектацию для европейского рынка входит обновленная система Scania Opticruise с автоматическим сцеплением, выбором трех режимов работы и другими решениями для экономии топлива, система Scania Active Prediction, фары H7.

Кабина грузовика Scania Streamline

Кабина грузовика Scania Streamline

Под кабиной

Однако главные достоинства второй генерации Streamline находятся под кабиной. Так, клиенты Scania имеют возможность широкого выбора из линейки двигателей Евро-6 уже второго (!) поколения, не имеющих аналогов на рынке.

Тягово-мощностные характеристики V- образных «восьмерок» составляют 520 л.с./2700 Нм при 1000-1350 об/мин и 580 л.с./2950 Нм при 1000-1350 об/мин. Двигатели Scania V8 Евро 6 оснащены системой впрыска с общим нагнетательным трубопроводом (Scania XPI) и турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VGT), установленным в задней части. Под правым блоком цилиндров установлена обновленная система рециркуляции отработавших газов (EGR) с водяным охлаждением. Глушитель для двигателя V8 немного больше и имеет большую производительность, чем глушитель рядного двигателя.

Три шестицилиндровых 12,7-литровых двигателя стандарта Евро-6 обладают следующими характеристиками: 410 л.с./ 2150 Нм при 1000–1300 об/мин, SCR; 450 л.с./2350 Нм при 1000–1300 об/мин, EGR+SCR; 490 л.с./2550 Нм при 1000–1300 об/мин, EGR+SCR. Несколько позже планируется появление мотора 370 л.с.

В двигателях мощностью 450 и 490 л.с. была улучшена система управления и изменена система впуска, которая теперь обеспечивает достаточную температуру выхлопа без использования дроссельной заслонки. Мощность тормоза-замедлителя составляет 256 кВт при 2400 об/мин.

Во всех двигателях стандарта Евро-6 применен новый отключающийся воздушный компрессор. Он оснащен муфтой с пневматическим управлением, которая на холостом ходу расцепляется, позволяя сэкономить до 1% топлива в зависимости от режима работы. Высокий крутящий момент на низких оборотах в сочетании с автоматическим переключением передач означает возможность экономии топлива на низких крейсерских оборотах без дополнительного контроля со стороны водителя.

Испытания показали, что двигатели второго поколения стандарта Евро-6 от Scania на 2–3% экономичнее своих предшественников. Экономичный двигатель мощностью 410 л.с. был разработан для соответствия стандарту Евро-6 за счет использования только технологии SCR. В нем применен турбокомпрессор постоянной геометрии и дроссельная заслонка. Отсутствие трубопровода EGR позволяет упростить вспомогательные системы и даже сэкономить до 40 кг веса по сравнению с двигателями, оснащенными EGR и SCR, однако последним требуется меньше реагента AdBlue. 13-литровый двигатель мощностью 410 л.с. обеспечивает максимальный крутящий момент во всем диапазоне оборотов, начиная уже с 1000 об/мин. Этот двигатель примерно на 3% экономичнее, чем двигатель мощностью 400 л.с. стандарта Евро-5 с EGR.

Грузовик Scania Streamline

Расход реагента AdBlue у двигателей Scania Евро-6, оснащенных только системой SCR, не превышает 6% от расхода дизельного топлива. Аналогичное значение для двигателя с системами EGR и SCR составляет примерно 3%.

Двигатели с системами EGR+SCR или только с системой SCR различаются по своему оснащению. Электронная дроссельная заслонка применяется на двигателях мощностью 250, 280, 320, 360 и 410 л.с., а новые 13-литровые двигатели мощностью 450 и 490 л.с. и V8 мощностью 520 и 580 л.с. обходятся без нее. Для управления температурой отработанных газов в двух 9-литровых двигателях с системами EGR и SCR используется дополнительный инжектор, впрыскивающий дизельное топливо в выхлопную систему.

Экономия в каждой детали

Чтобы дать своим клиентам еще больше гибкости в отношении запасов топлива и независимости в дороге, компания Scania представила новую линейку баков AdBlue. Баки устанавливаются в малозаметном месте в левом лонжероне рамы, оставляя пространство для дополнительного топливного бака или другого оборудования.

Боковые баки AdBlue емкостью 30, 60 и 90 литров, скрытые баки AdBlue – 58, 100 литров и 60 для особо низкого шасси. Многообразие размеров позволяет подобрать самый подходящий бак в зависимости от размера топливного бака или используемой технологии (EGR+SCR или только SCR).

Еще один фактор уменьшения расхода – снижение сопротивления в коробке передач. Для этого был существенно понижен уровень масла в коробке (соответственно, и его объем – на 3 литра). А для того, чтобы эффективность смазки не упала, в картере были предусмотрены специальные ребра, обеспечивающие лучшее распределение масляных потоков, нежели в коробке предыдущего поколения. Подтверждение правильности принятого решения обеспечили ресурсные испытания в наиболее нагруженном режиме на уклоне в 16%.

Заслуживает добрых слов новая система с 4-мя аккумуляторными батареями, которая обеспечивает надежный пуск двигателя. Вместо традиционного набора из двух 12-вольтовых аккумуляторов, соединенных последовательно, данная система состоит из четырех аккумуляторов разного типа.

Два пусковых аккумулятора типа AGM (абсорбированный стекломат) оптимизированы для обеспечения мгновенного пускового тока. Их заряд поддерживается на максимальном уровне и используется исключительно для пуска двигателя.

Грузовики Scania Streamline Euro6

Два других, гелевых, аккумулятора способны выдерживать циклы более глубокой разрядки. Они используются для питания остальных систем грузовика: осветительных приборов, систем надстройки, отопительных систем и т. д., и полностью отделены от цепи стартера. Новые аккумуляторы являются гелевыми и не требуют технического обслуживания. Вся система из четырех аккумуляторов может быть установлена в стандартный отсек в левой части шасси.

Интеллект на службе экономии

Scania Active Prediction и Scania Opticruise были объединены в систему интеллектуального управления трансмиссией, позволяющую добиться экономии топлива 4–5 %. Для обеспечения высокой производительности в различных вариантах эксплуатации были разработаны специальные режимы.

Opticruise получил дополнительную четвертую настройку. К доступным ранее режимам «Стандартный», «Силовой» и «Вездеходный» был добавлен еще один вид настроек – «Экономичный». При поставке грузовика можно заказать три из четырех режимов. Параметры нового экономичного режима позволяют добиться максимальной экономии топлива на магистральных грузовых автомобилях.

К примеру, клиент, занимающийся магистральными перевозками, может выбрать стандартный и экономичный режимы, т.е. всего два или вообще только экономичный режим, ведь расход топлива прежде всего. А скажем, для внедорожной техники, особенно самосвалов, предпочтительнее внедорожный режим плюс стандартный – последний для дорог общего пользования. Для лесовозов самый ходовой режим - стандартный, но будет полезен и внедорожный, равно, как и экономичный, ведь в обратную сторону он едет порожняком.

Scania Active Prediction – это интеллектуальная система круиз-контроля, использующая данные GPS и топографии для точной настройки крейсерской скорости. Она полностью интегрирована в новые функции и использует различные стратегии экономии топлива для различных режимов работы. Новая версия Scania Ecocruise устанавливается в регионах, где данные топографии недоступны.

Opticruise с тремя уровнями настроек, равно, как и круиз-контроль, считывающий через навигацию рельеф местности, предлагаются в стандартном варианте.

Главный резерв экономии

Еще один существенный резерв по снижению расходов – это водители. А значит, на первый план выходит задача обучить водителей правильно (читай – экономно) ездить.

На это направлены изменения в сервисе: во-первых, планирование, во-вторых, дистанционная диагностика. Что касается обучения водителей, это очень большой резерв с точки зрения снижения расходов, но в Евросоюзе уже давно есть закон, по которому все профессиональные водители обязаны каждые 5 лет проходить переобучение.

А чтобы опыт, полученный в процессе обучения, не потерялся в дальней дороге, существует система поддержки водителя, которая направлена на то, чтобы сохранить у водителя полученные навыки. Надо отметить, это достаточно вежливая система, которая ненавязчиво и тактично напоминает водителю, что он должен следовать тем навыкам, которым его научили.
Результатом работы над новой линейкой Streamline явился ряд новых сервисов, которые увеличивают время полезного использования транспортного средства и обеспечивают простое взаимодействие с сервисным центром. Удаленная диагностика Remote Diagnostics позволяет сервисным центрам и службе экстренной поддержки Scania Assistance выполнять диагностику на расстоянии. Тем самым заранее подготовиться к работе с автомобилем, который находится в пути или в сервисном центре, и, как следствие - максимально сократить время его простоя.

Набор функций Scania Communicator - устройства для сбора и передачи данных - теперь расширен, что позволяет воспользоваться новыми услугами в сервисных центрах Scania. В настоящее время он устанавливается в качестве стандартной опции для большинства рынков Европы. Scania Communicator также используется для взаимодействия с системой Scania Fleet Management и хранит данные топографии для Scania Active Prediction.

Планирование регулярного технического обслуживания совместно с сервисным центром стало проще благодаря новым функциям «Service Planning» на портале управления автопарком, а также новым приложениям Scania для смартфона или планшета.


Последние статьи