Гонки на тракторах: экзотика в стиле «фолк»

15 апреля, 2014

В отличие от автомобильных гонок, гонки на тракторах – это та самая экзотика в стиле «фолк», которую ожидаешь увидеть в старой доброй российской глубинке. Ожидания эти вовсе не напрасны, ведь, даже если вы об этом раньше не слышали, на тракторах у нас гоняются по бездорожью довольно давно. И, хотя придуман этот вид спортивного соревнования не русскими, нами он воспринимается очень органично. Так сказать, соответствует менталитету.

Гонки на тракторах в Ростовской области в рамках «Бизон Трек Шоу»

Конечно же, гонки на тракторах проводятся не только в России, но и в США, Канаде, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии уже десятки лет. Существует даже Национальная Ассоциация Тракторных Гонок, основанная в далеком 1969 году в США.

Но только у нас на ежегодном «тракторном заезде» «Бизон Трек Шоу» неповоротливые машины ездят с таким «огоньком», задором и страстью, что всего за 12 лет эти соревнования обрели своих поклонников, фанатов и постоянных участников. К тому же, еще в 2005 году мероприятие получило вполне официальный статус – было внесено в реестр туристических достопримечательностей Ростовской области, так как проводится исключительно здесь, начиная с 2002 года. С тех пор наслаждаться зрелищем гонки на тракторах, равно как и участвовать в нем, может не определенный круг посвященных, а любой желающий: достаточно либо самому прийти на шоу и следить за этими необычными соревнованиями в качестве зрителя, либо включить телевизор или интернет и посмотреть трансляцию с места событий.

В распоряжении гонщиков все богатство бескрайних российских просторов - грязь, колдобины, пригорки, кусты, лужи

С чего все началось?

А началось все, как ни странно, с лошадей. В 19 веке лошади повсеместно использовались на c/х угодьях, и среди американских фермеров было негласное соперничество по поводу того, чья же лошадь все-таки имеет больше «лошадиных сил» и тяги. В итоге было решено устроить специальные соревнования: к коню сзади цеплялся довольно тяжелый груз (как правило, амбарная дверь) и животное должно было тащить его волоком. Если ему это удавалось, на груз сходу по одному запрыгивали люди, и происходило это до тех пор, пока общая масса не заставляла животное остановится. По количеству запрыгнувших и определяли, чей «трудяга» сильнее.

С развитием двигателя внутреннего сгорания и тракторной техники уже в 20-е годы прошлого столетия на смену обычным коням постепенно стали приходить железные. Принцип оставался прежним: к трактору цеплялся груз и он его буксировал. Однако чуть позже (примерно в 40-е годы) фермерам пришла в голову идея, что на тракторах можно не только тянуть прицепы, но и гоняться друг с другом в поле. Эта забава оказалась настолько увлекательной, полной азарта, безумного драйва и виражей, что на сегодняшний день в мире существует уже 22 зарегистрированные организации тракторных гонок.

Американский формат гонок: «железный конь» тянет груз из бочек

При этом стоит отметить, что в Америке формат состязаний с толканием прицепов (называется «пуллинг») по-прежнему очень популярен, возможно, даже популярнее, чем традиционные гонки на тракторах. За все это время машины, которые принимают участие в подобных шоу, прошли долгий путь эволюции и модернизации, и уже имеют мало схожего с привычными серийными моделями.

В России же гонки на тракторах проводятся ежегодно в двух местах: в Ростовской области (с 2002-го) и в Крыму, под Симферополем (с 2009-го).

Остановимся подробнее на форуме «Бизон Трек Шоу» – мероприятии, к которому готовятся тщательно и заранее. То, что это действительно очень насыщенное, яркое и масштабное шоу, подтверждает видеонарезка, которую можно посмотреть ниже.

Где все происходит?

Каждую весну на четвертом километре трассы «Ростов-Таганрог» и справа от автомагистрали «Дон-25» вы можете встретить странные автоколонны, прибывшие поучаствовать в шоу. Соревнования проходят в традиционном и наиболее ярком формате – гонки на скорость. Наши соотечественники решили пока не заимствовать у американских коллег другие виды состязаний, например, перетягивание или транспортировку тяжелого прицепа (тот самый «пуллинг»). Но и того, что есть, более чем достаточно, чтобы впечатлить любителей и туристов.

Задача такова: «болиды» должны за наиболее короткий промежуток времени преодолеть 10 км по пересечной местности. Чтобы гонщики могли проявить все свое мастерство, в их распоряжение предоставляются грязь, колдобины, пригорки, ухабы, кусты – в общем все богатство бескрайних российских просторов.

Какие машины участвуют в соревновании и кто за рулем?

Наиболее частые гости «трассы» гонки на тракторах в Ростовской области – это детища белорусского автопрома: модели МТЗ-80 и МТЗ-82. Также в «ралли» принимает участие много тракторов отечественных производителей, присутствуют и машины известных мировых брендов. Что касается требований к технике, то их не так уж и много. Главные и единственные – наличие прочного защитного каркаса, надежных тормозов и ремня безопасности. Азарт – это, конечно, здорово, но человеческая жизнь и здоровье не должны подвергаться риску. В предостережение всем «сорви головам» сразу хотим сказать: чтобы каждая гонка завершалась максимально позитивно, благополучно и без трагедий, перед началом состязаний вся техника проходит тщательный осмотр на соответствие установленному регламенту по безопасности. Проводит его специальная инспекция Гостехнадзора и ОТК «Бизона» (организаторы гонки).

За рулем гоночных «болидов», как правило, сидят те, кому по долгу службы часто приходится иметь дело с тракторной техникой – это трактористы-профессионалы, механизаторы и другие работники сельскохозяйственной отрасли. Любителей на гонки на тракторах заносит редко, так как покупать недешевую машину просто для того, чтобы несколько раз проехать по спецучастку – слишком большие затраты даже для самых изощренных ценителей экстрима.

Масштаб гонок внушителен - каждый год их посещает тысячи человек

Как готовят транспортные средства?

Гонки на тракторах – это состязание не на жизнь, а на смерть, поэтому гонщики и их команды пускают в ход все доступные приемы и наработки. Особое внимание уделяется внешнему виду трактора-болида: внушительные «кенгурятники», аэрография, спортивные диски на колеса и даже прямоточные глушители – чтобы трактор издавал особенно грозный и брутальный «рык» уже на старте. Но чаще всего меняют «движок» на более мощный, устанавливают турбины и усиливают каркас, ведь в пылу борьбы нередко случаются перевороты. В результате получается монструозный агрегат, который, при всей своей внешней неуклюжести, способен разгоняться до 80, а то и до 100 км\ч. Кстати, помимо технических изменений, каждая команда к началу состязаний разрабатывает и свой собственный «коктейль скорости», то есть особым образом комбинирует разные виды топлива с целью получения наилучшего результата по параметрам разгона и максимальной мощности. И не важно, что это изнашивает ресурс двигателя. Зато под капотом появляются дополнительные «лошадки» – то, что нужно для настоящего драйва.

Мощность моторов зашкаливают, нередко трактора заносит на крутых поворотах

Подготовкой трактора к участию чаще всего занимаются целый год, особое внимание уделяя не столько техническому оснащению, сколько тренировкам водителя. Гонки на тракторах не предусматривают наличие штурмана, поэтому здесь нужно быть очень и очень внимательным. Это тебе не безукоризненно ровный гоночный трек, по которому ездят спортивные болиды. Это самая настоящая трасса на выживание и преодолеть ее – гордость и честь для любого тракториста.

Процесс соревнований

Тут все предельно серьезно и масштабно, как и в автомобильных гонках. Тысячи зрителей, брутальные и юморные профессиональные комментаторы, которые способны на любой вкус осветить события на трассе, турнирное табло и зверский гул моторов. Когда гонки на тракторах начинаются, трибуны замирают в ожидании и трепете...

Борьба ведется не на жизнь, а на смерть, особенно это касается тракторов

Обычно механизаторы и трактористы представляют свою область или регион, и, конечно, соревнуются за подиумные места. На подобные спортивные подвиги их толкает не только жажда признания, но и приятные призы. Из года в год призовые меняются, поэтому точных данных по ним нет. Известно только, что в одном из состязаний победителю вручили денежный приз, в другом – разыгрывался автомобиль Лада Калина, а еще через год на кону был особенный трактор МТЗ, буквально ручной работы, то есть созданный по спецзаказу.

Вместо заключения

В целом, тюнингованный трактор – зрелище само по себе неординарное и интригующее. А если это средство передвижения еще и несется по бездорожью на запредельной для своей конструкции скорости, то посмотреть там точно есть на что: вы гарантированно не останетесь разочарованными!


гонки на тракторах, бизон трек шоу, трактор

Последние статьи