Unimog: мал, да удал!

18 марта, 2013

Unimog - небольшой грузовичок с эмблемой Mercedes-Benz на радиаторной решётке, который всё чаще можно увидеть на улицах Москвы. То он огромными щётками моет стены тоннелей или металлический брус отбойников, то убирает мусор с проезжей части улиц, а зимой разбрасывает реагенты на дороге. В общем, если перечислять его объём работ, которые может выполнять этот грузовичок – одной статьи будет мало. И производится он дочерним предприятием концерна Daimler-Benz, поэтому и красуется на полу-капоте машины трёхконечная звезда всемирно известной марки Mercedes-Benz.

Unimog производится в Германии с 1947 года, т.е. уже более 60-и лет, и за последние два года его выпуск налажен у нас в России на промплощадях КамАЗа в Набережных Челнах. Именно эти машины челнинского производства российское представительство Mercedes-Benz пригласило нас, журналистов работающих по теме коммерческого транспорта, провести самим за рулём Unimog тестовые заезды на стадионе технических видов спорта в Крылатском.

Под тест-драйв было выделено два автомобиля: U400 и U4000. Короткобазный U400 был уже укомплектован ёмкостью для жидкого противогололёдного реагента и рабочим оборудованием для его разбрасывания. Т.е. вполне реально рабочая машина дорожных служб. U4000 выглядел, как длиннобазное шасси с прикреплённым к раме запасным колесом.

Первым моим «подопытным» автомобилем, на котором я решил проехать тестовый маршрут, стал короткобазный U400. Сразу хочу отметить, что садится в кабину немецкого вездехода, собранного в России, очень удобно. Дверь открывается на угол почти 900, большой дверной проём, удачно расположенные подножки и поручни, всё это обеспечивает безпроблемную посадку в кабину.

Грузовик Unimog U400 от Mercedes-Benz

Внутри, несмотря на кажущуюся снаружи маленькую кабину, оказалось довольно просторно. Помимо меня в кабине Unimog поместились инструктор и пассажир из коллег журналистов.

Рабочее место водителя простором тоже не обижено. При правильной регулировки сидения, водитель может, не наклоняясь, дотянутся до всех клавишей и рычагов управления. Само анатомическое сидение на пневмоподвеске регулируется в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки. К сожалению, рулевая колонка не регулируемая. Тем не менее, опять же, при правильной посадке водителя, комбинация приборов отлично читается, как днём, так и в тёмное время суток.

А какая у немецкого вездехода обзорность! Ветровое стекло очень большое. Это обусловлено тем, что на переднюю часть автомобиля устанавливается большое количество навесного оборудования и водителю необходимо следить за его работой. В задней стенке кабины устанавливается тоже стекло большого размера. Причина та же – контроль за работой навесного оборудования.

Вообще у такого небольшого грузовичка всё кажется крупного размера. Помимо остекления, например, зеркала заднего вида. Они действительно большие, но при этом, могут складываться и имеют электрообогрев и электрический привод регулировки.

Грузовик Unimog U400 от Mercedes-Benz

Освоившись за рулём, пора выезжать на маршрут теста. И тут выясняется, что на Unimog устанавливается коробка передач с электропневматической системой переключения (EPS) Telligent, как на магистральном MB Actros. Вместо механического рычага джойстик, который, при переключении передач, надо двигать вперёд, если на повышение, или назад при включении пониженных передач. Нумерация включённой передачи высвечивается на ЖК-дисплее, установленном в комбинации приборов. Причём, можно заранее установить выбранную передачу, а включить её в нужный момент путём включения педали сцепления. Я когда-то, тестируя автопоезд Actros на Дмитровском автополигоне, отметил, что джойстик с электропневматической системой КП очень удобная опция для дальнобоя. Но, как показал тест U400, система EPS более пригодна для многофункциональных автомобилей, каким бесспорно является Unimog.

Что касается самой КП то здесь всё очень просто: 8 передач вперёд и 6 передач назад. Почему так много передач назад? Да потому, что, как уже говорилось, Unimog многофункциональный колёсный вездеход, пусть и маленький. Кстати, Unimog – это не название, а аббревиатура, которая расшифровывается, как Universalmotorgerad (Универсальное транспортное средство).

Кабина Грузовика Unimog U400 от Mercedes-Benz

На ходу машина ведёт себя просто отлично. Благодаря хорошей работе ГУР, руль можно крутить одним пальцем, как на легковушке. И это не смотря на то, что автомобиль имеет колёса большого диаметра (R22,5) с одноошиновкой и крупными грунтозацепами на покрышках. Поскольку тестируемая машина предназначена для коммунальных работ в городе, то с таким лёгким управлением U400 будет иметь завидную манёвренность в транспортном потоке.

На Unimog установлен рядный 4-цилиндровый турбодизель OM 904LA рабочим объёмом 4,2 литра мощностью 177 л.с., который соответствует экостандарту Евро 3. Если клиент захочет, то можно установить другой мотор, тоже рядный, только 6-цилиндровый объёмом 6,3 литра и мощностью 231 л.с. Но автомобиль с такой комплектацией будет стоить, естественно, дороже.

Только 177-сильный тоже не плохой. Работает тихо, спокойно, без надрывов. Очень тяговит и, как любят говорить некоторые мои коллеги, эластичен. Действительно, во время движения двигатель моментально реагирует на электрическую педаль газа. Поэтому на педаль надо нажимать аккуратно, а не как на отечественных грузовиках – пол-педали «утопил», а машина ещё с места не трогается. Здесь же, на U400, стартовая динамика моментальная.

Трасса, на которой проводился тест-драйв, предназначена для соревнований мотокроссменов, поэтому на ней есть подъёмы и спуски 40-50%, которые немецкий внедорожник преодолевал легко. Правда, эти препятствия не были затяжными, как на Дмитровском автополигоне по 400-500 метров. Но и этого было достаточно, чтобы почувствовать ходовые возможности машины. И был даже не глубокий брод, который Unimog легко преодолел. А вот с наклонным профилем на повороте у меня получилась заминка. Не у машины, а именно у меня. В голове я держал цифру преодоления бокового наклона 38%. Если боковой наклон больше, то автомобиль опрокинется набок. Какой наклон был на трассе мне было не ведомо и я не стал рисковать. Тем более первый раз за рулём машины с высоким центром тяжести, да не обвыкнув… Организаторы тест-драйва разрешали только один раз проехать по трассе, а за рулём неизвестной тебе машине надо немножко освоится. Второй раз поездка была бы уже другой и более осмысленной.

Но, тем не менее, автомобиль отлично прошёл все препятствия на трассе.

Грузовик Unimog от Mercedes-Benz

Второй тестируемый автомобиль U4000 отличался от первого ну разве что удлинённой базой и отсутствием навесного оборудования. Т.е. кабина и рама, к которой была прикручена запаска. Да и маршрут тест-драйва для него был немного изменён: вместо лёгкого брода нужно было преодолеть глубокую и более длинную яму с водой. Вода в этой яме доходила почти до капота. А U4000 прошёл этот брод с необыкновенной лёгкостью. Все остальные препятствия длиннобазник проехал также, как и предыдущий тестируемый автомобиль.

Секрет такого изменения маршрута я узнал уже после теста. У U400 уже было установлено специальное оборудование для работы коммунальных служб и радиатор вместе с вентилятором у него вынесен наружу по левому борту за кабиной. Это сделано для того, чтобы во время работы, которая производится на малых скоростях, двигатель не перегревался. А у U4000 такой «фенечки» нет. Хотя у обоих автомобилей выхлопная труба выведена вверх, что говорит об одинаковом прохождении глубоких бродов. Но вынесенный радиатор на U400 в грязной воде может засорится и эффект будет печальным – мотор перегреется.

А ржаветь от воды все модели Unimog не могут в принципе – кабина изготовлена из пластика. Да, рама металлическая, но обработана антикоррозионным составом. Ну, разве что навесные агрегаты ржа побъёт. Ещё один интересный момент есть в конструкции вездеходов Unimog. Например, во время преодоления, допустим, оврага, вывесить хоть одно колесо из четырёх не удастся, поскольку на машинах устанавливается независимая пружинная подвеска всех колёс. Вот поэтому и чувствуешь себя в кабине немецкого внедорожника очень комфортно – не трясёт и не болтает по всей кабине, как на рессорниках.

Грузовик Unimog от Mercedes-Benz

В общем, хорошие машины эти универсальные моторные средства Unimog, правда, теперь не из Германии, а из Набережных Челнов.

Они были бы ещё лучше, если бы не несколько неприятных моментов в их конструкции.

У U400 в кабине рычаг привода замка двери расположен в самой нижней части. Чтобы открыть дверь надо руку протиснуть в проём межу дверью и сидением. Представляете, как будут мучатся наши водители, особенно зимой, одетые в спецовку или, тем паче, в телогрейку. Ну, чисто армейский подход.

А на U4000 этот же рычажок расположен под подлокотником и его не видно. Его можно только нащупать рукой. И для того, чтобы открыть дверь, этот рычажок надо не приподнять, а наоборот, опустить вниз. Как мне объяснили, такой механизм открывания двери нужен для безопасности, чтобы дверь случайно не открыть. Как-то так…

Но самую большую неприятность мне доставили ремни безопасности. Как я не пытался отрегулировать сидение и в той, и другой машине, они мне здорово натёрли шею. На трассе то автомобили болтало из стороны в сторону, естественно и я двигался на сидении, а ремни натирали шею. Я уж не знаю по какой причине. Может быть я ростом и комплекцией для ремней не подошёл. Лечил шею почти неделю. Да, травма на производстве.

Однако, не смотря на эти неудобства и неприятности, в целом тест-драйв легендарных немецких вездеходов Unimog оставил положительные впечатления. Тем более, что я когда то мечтал проехать за рулём этих автомобилей.

Журнал «АВТОСПЕЦТЕХНИКА»


mercedes-benz, unimog u400, unimog, грузовик

Последние статьи