Викинг с харизмой: Volvo FH

23 марта, 2013

С весны 2013 года для заказа российским транспортникам доступны грузовики нового Volvo FH с поставкой к началу осени. И хотя основные продажи на рынке РФ начнутся с 2014 года, когда автомобиль начнут собирать на заводе Volvo Group в Калуге, интерес к нему высок уже сейчас. Перевозчики хотят знать, как ведут себя независимая подвеска передних колес и реечное рулевое управление, насколько эффективны силовой привод I-Torque и система I-See, так ли хороши увеличенная на кубометр кабина и экономичный двигатель, как об этом заявляют шведы. Узнать об этом можно только на личном опыте, руководствуясь принципом «лучше один раз увидеть…»

Наследник

Новейший флагман тяжелой гаммы шведских грузовиков, вне всяких сомнений, создан не на пустом месте. При обширной палитре технических инноваций и свежем облике, в нем легко угадываются фамильные черты. Даже убрав фирменную эмблему, можно без труда догадаться, что это автомобиль made in Sweden, причем со Scania его спутать невозможно.

Создавая Volvo FH 2013 модельного года, шведы стремились успеть до введения норм Евро-6 и при этом вылизывали свой продукт в каждой детали. Наверно, еще и поэтому он дебютировал на год позже ожидаемого срока. Зато теперь у него есть все шансы претендовать на победу в европейском конкурсе «International Truck of the Year 2014». Есть и шансы завоевать перевозчиков: между первым официальным показом и началом серийного производства огромный временной интервал.

Грузовик Volvo FH

Дальнобойщики всегда относились к Volvo FH с симпатией: и те, кто на нем работал, и те, кто просто встречал на дороге. Волна этого уважения поднялась в 1993-м, когда дебютировал родоначальник серии FH. Первая модернизация прошла в 1998-м, а в 2001-м появилось второе поколение с улучшением в 2005-м. Через три года, в 2008-м, свет увидело третье поколение, которое выпускается до сих пор. «Эф-эйч» не единожды побеждал в конкурсе «Грузовик года» - как в Европе, так и в отдельных странах, включая Россию. Так что грузовик этот заслуженный. Всего же за время его производства в мире реализовано свыше 650 тыс. ед. Он и сейчас фаворит сбыта: в структуре продаж Volvo Trucks его доля превышает 60%.

«Эф-эйч» образца 2013 года «распечатал» четвертое поколение модели. Это самый сложный с технической точки зрения и самый совершенный грузовик. В процессе его разработки были учтены данные опроса почти 3000 водителей. Все это ради того, чтобы сделать флагман лучшим по эргономике и комфорту, обзорности и безопасности, топливной экономичности и целому ряду других потребительских качеств.

Практичный дизайн

Характерный облик новому Volvo FH придала бригада специалистов во главе с шеф-дизайнером Volvo Trucks Рикардом Ореллом. Узнаваемость бренда во многом сохранена за счет использования трапециевидных фар, еще больше заостренных и снабженных «ресничками». Динамический облик подчеркивают устремленные к радиаторной решетке светодиодные стрелки на фарах с функцией подсветки поворотов и широкие двухсекционные блоки противотуманных фар.

Выделенные серым контуром «губы» в нижней части маски радиатора скрывают потайные ступени. Пользуясь ими, легко мыть ветровое стекло и очищать дворники. Огромная решетка радиатора отражает соответствие нормам Евро-6 и улучшает охлаждение высоконагруженного двигателя. Фирменная эмблема перекочевала ближе к ветровому стеклу, что зрительно увеличило его площадь. А вот места для логотипа перевозчика здесь не осталось. По мнению шведов, для этого есть окно в верхней части крыши.

На всех магистральниках нижние ступени (кроме первой от дороги) закрыты удлинителями дверей. Это и эстетично, и практично – на них скапливается меньше грязи. На удивление, на привычном месте отсутствуют угловые обтекатели – боковые панели абсолютно гладкие. Зато аэродинамические щели появились по всей высоте фар: они и отвечают за оптимизацию воздушных потоков во имя чистоты боковин.

Динамический характер Volvo FH подчеркивают выштамповка боковин от фар к задней стенке кабины и проем для возможного дополнительного остекления. Специалист по наружной отделке Асок Джордж обратил внимание на то, что стайлинг экстерьера скрывает много прогрессивных технических решений. Например, вертикальная стойка кабины открыла путь к использованию стекол большего размера. Полезная площадь ветрового стекла увеличена на 17%, боковых – на 8%, а объем кабины вырос на кубометр! Тонкие зеркала заднего вида на элегантном узком кронштейне на 25% улучшили обзор с места водителя. В общем, новый дизайн флагману во благо.

«Офисная» кабина

Кабины «Эф-эйч» всегда отличались практичностью и вариативностью. Не стала исключением и последняя версия. Шведы перепроектировали каждый сантиметр внутреннего пространства, стараясь сделать его не только красивым, но и удобным. Не знаю, сколько изобретений при этом было запатентовано, но результат получился впечатляющим, за что следует благодарить дизайнера по интерьеру Volvo FH Карину Бистрём и ее коллег.

Оказывается, еще на стадии эскизов дизайнеры черпали вдохновение в скандинавских традициях…создания деревянной мебели 30-х годов ХХ века! Дерева в интерьере и в помине нет, но основательность подхода видна: детали интерьера воспринимаются как прочные и долговечные. Спокойствие и уверенность придает и цветовая гамма. Здесь изыски дизайнеров подчинены практичности: светлые и нежные оттенки обивки потолка и верхней части кабины контрастируют с серыми и черными деталями в рабочей зоне.

Положение рулевого колеса прежнего Volvo FH менялось только по вылету. Теперь его можно регулировать еще и по углу наклона до 40 градусов. И коротышка, и верзила легко выберут оптимальное положение «баранки». В продольном направлении сиденье перемещается на 24 см – на 4 см больше, чем прежде, и это лучший показатель в классе. Вертикальная амплитуда в 10 см, новая форма сиденья, улучшенная система поддержки спины и ног способны удовлетворить любым требованиям.

Кабина грузовика Volvo FH

Харизма шведского викинга четко выражена и в панели приборов, которая сродни таковым в легковых автомобилях бизнес-класса. Однородная подсветка с регулировкой яркости и разделение приборов по группам упрощают восприятие информации. Вписанная в одометр шкала тахометра облегчает считывание данных, равно как и внятные символы на кнопках и переключателях. Все клавиши размещены приоритетно: ближе к водителю те, что важнее. Управление телефоном, навигационной системой и рядом функций вынесено на руль. При желании нетрудно отключить индикацию ненужных приборов, а во время остановки – погасить весь экран. По всему видно, что специалист по эргономике Питер Йоханссон в своем деле – профессор.

Эксперт по усовершенствованию кабины Ульф Андреассон тоже постарался на славу. По-новому установленные вертикальные стойки ветрового стекла добавили Volvo FH 10 см полезного пространства. В самой комфортабельной версии кабины расстояние от пола до потолка составляет 211 см, что позволяет стоять в полный рост. Перевозчики получат дополнительные 300 л вещевых отделений, в которых можно разместить уйму полезных в командировке вещей. Укрупненные отделения над ветровым стеклом оснащены выдвижными полками и практичными рольставнями.

Дополнительные удобства создают расположенные на разных уровнях верхние отделения в тыльной части кабины. Объем бортового холодильника был увеличен на треть, до 33 л. В нем появилась морозильная камера и секция для пластиковых бутылок объемом 1,5 л. Можно вертикально ставить литровые пакеты молока, стандартные упаковки сока и других напитков. В вещевом отсеке под полом Volvo FH находится 7-литровый пластиковый бак с краном для питьевой воды, которая в пути никогда не бывает лишней. В распоряжении водителя складная сушилка для мокрой одежды. Когда потребности в ней нет, ее можно быстро сложить и убрать. В средней части нижней спальной полки добавлены 55 мм, общая ширина выросла до 815 мм. На выбор предлагается несколько матрасов. Не вставая с кровати, можно управлять освещением, будильником, радио и кондиционером. Словом, все продумано и учтено.

У Volvo FH 2013 нет кабины с ровным полом, зато высота моторного тоннеля уменьшена вдвое. Пол покрыт толстым ковролином, и в интерьере много текстильной отделки, снижающей уровень шумов. На спальной полке крепится стол, к которому можно развернуть пассажирское кресло. Для записной книжки, мобильного телефона и другой мелочевки встроен лоток. Есть интегрированная в крышу стояночная система кондиционирования I-Park Cool. При необходимости ее можно задействовать одновременно с «автономкой», используя функцию Parking Climate, причем без риска посадить аккумулятор.

Прирученная электроника

Забота о сохранности жизни – известный конек Volvo, и здесь у компании – никаких компромиссов, будь то пассивная или активная безопасность. Достаточно сказать, что упрочнен каркас кабины, расширен выбор бортовых электронных систем.

В ударопоглощающих элементах панелей и дверей использована двухфазная сталь, в каркасе – легированная, упрочненная прессом борсодержащая сталь. Сваренная с помощью лазера кабина сохраняет жизненное пространство даже при столкновении с объектом на скорости 50 км/ч. Это сравнимо с ударом о припаркованный грузовик на 80 км/ч. Но даже после такого аперкота водитель предположительно останется жив!

При проектировании нового Volvo FH учли тот факт, что половина ДТП с участием коммерческого транспорта заканчивается опрокидыванием автопоезда. Ветровое стекло стало вклеенным и, поскольку выдавить его невозможно, в качестве аварийного выхода сделали люк 50х70 см. Он отвечает требованиям к запасному выходу для машин, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости: спирт, бензин и т.п.

По статистике, при ДТП большегруза с малолитражкой на одного погибшего водителя грузовика приходится девять летальных исходов водителей легковушек. В свое время это побудило специалистов разработать встроенную фронтальную противоподкатную защиту FUPS. Но если прежняя версия при ударе смещалась на 10 см, то новая – на 20 см. Автомобиль можно оснастить адаптивным круиз-контролем АСС, системой оповещения при перестроении LKS, системой поддержки при смене полосы движения LCS и системой предупреждения водителя DAS. Кроме того, у Volvo FH есть защита от взлома.

Опционная система Dynafleet Driving отражает время до остановки, позволяя соблюдать режим труда и отдыха. Навигатор подсказывает ограничения по скорости, высоте и длине транспортного средства. Новое приложение для мобильных устройств позволяет быть на связи и контролировать стиль вождения. Появилось беспроводное дистанционное управление погрузкой и разгрузкой с пультом в противоударном водонепроницаемом корпусе.

Для сокращения простоев

Харизматичному Volvo FH сохранили моторы предшественника, включая самые мощные версии FH16 с отдачей в 540, 600, 700 и 750 л.с., развивающие максимальный крутящий момент в 2650, 2800, 3150 и 3550 Нм соответственно. Осенью начнется производство привода Volvo I-Torque Евро-6. По сравнению с Евро-5, у него на 77% снижены выбросы окиси азота и на 50% уменьшены выбросы твердых частиц. Двигатель D13 мощностью 460 л.с. с крутящим моментом до 2800 Нм предполагается использовать в сочетании с новой коробкой передач. Преимущество в том, что наиболее эффективный диапазон оборотов двигателя (900-1200 об/мин) обеспечивает и низкий уровень шума, и минимальный расход топлива.

Глава отдела развития двигателей Volvo Trucks Матс Францен уверяет: I-Torque снижает расход топлива на 4%. В сочетании с системой I-See для оптимизации движения по неровной местности и с другими улучшениями она позволяет сократить расход топлива до 10%. Это означает ежегодную экономию в среднем 4100 л ДТ на одном грузовике.

I-See регулирует переключение передач, ускорение и торможение на подъемах и спусках. Она работает в связке с интеллектуальной трансмиссией I-Shift и «запоминает» пройденный маршрут. Когда в следующий раз грузовик Volvo FH проезжает по этому пути, I-See использует записанную информацию. Скажем, автомобиль без вмешательства водителя набирает скорость перед подъемом и тем самым сводит к минимуму количество переключений передач. Таким образом экономится до 5% топлива.

Грузовик Volvo FH

Экономию до 1% обеспечивают отключаемый воздушный компрессор, более экономичный генератор, сервонасос с функцией автоматической остановки. Компания предлагает и пакет для экономии топлива, разработанный для магистральных перевозок. Он включает услугу Fuel Advice – консультации по экономии топлива, обеспечивающие снижение расхода ДТ до 5%.

Разработчики позаботились о максимальном времени безостановочной работы нового FH. Для этого в бортовую электронную систему встроен блок связи Telematics Gateway. Грузовик удаленно подключен к системе технической поддержки через сеть GSM. Сервисный центр следит за состоянием тягача дистанционно, контролируя износ тормозных механизмов и сцепления, состояние АКБ и фильтра осушителя воздуха.

Сократить простои поможет и новая услуга Volvo Action Service On Call. Ее наличие можно определить по кнопке VAS на приборной панели Volvo FH. Коды неисправностей позволяют водителю донести проблему до координатора, говорящего на его родном языке. Если возникнет потребность в ремонте, запчасти подготовят в ближайшей по пути следования фирменной СТО или в техцентре, выбранном перевозчиком.

Динамический экзамен

Первое приятное впечатление перед началом поездки: взбираться в кабину легко. Это ощущение дают открывающаяся на большой угол дверь, ступени с выверенным шагом и удобные поручни.

На месте водителя можно долго адаптироваться, но подогнать руль под себя не составляет проблем. Поначалу кажется, что в кабине стало больше света. Так и есть: во-первых, вверху появился люк внушительных размеров, во-вторых, обзорность водителя улучшена на 10%, а пассажира – на 20%. Кнопки и клавиши расположены там, где их и ожидаешь найти, и этот грузовик начинает нравиться все больше и больше.

В конструкции Volvo FH много других новшеств, скрытых от глаз. Например, 10-тонный передний мост (раньше был 9-тонный). В опции добавлена независимая передняя подвеска IFS. Даже обычная передняя и задняя подвески переработаны. Усовершенствованные стабилизаторы позволили улучшить поперечную устойчивость. По словам Стефана Аксельссона, менеджера Volvo Trucks по управляемости и ходовым свойствам, реечный рулевой механизм положительно повлиял и на курсовую устойчивость. Шаг вперед по сравнению с предшественником в новом шасси для установки сменных кузовов: оно предусматривает три уровня (сейчас доступен один). Новая компоновка шасси позволила использовать топливный бак с увеличенным на 240 л объемом.

Но все эти подробности можно узнать и потом, а как же ведет себя викинг на дороге? Конечно, по-хорошему, тест-драйв нужно проводить в России на отечественных «направлениях», а не на гладких магистралях Швеции. С другой стороны, первыми покупателями Volvo FH точно станут международные перевозчики, которые больше катаются по Европе. Тем не менее, пробу руля представители компании устроили вблизи своих родных пенат – в окрестностях Гётеборга.

Преимущества реечного рулевого управления на скоростных магистралях с «ленивыми» поворотами большого радиуса тоже не оценить. Нужно «потыркаться» на объезде ремонтируемых участков, поманеврировать на трак-стопе, развернуться на ограниченном пятачке, подергаться в пробке. Но всего этого на шведском тесте не было. Тем не менее, впечатления от работы нового механизма очень хорошие – управляемость заслуживает высокой оценки. Правда, при прямолинейном движении руль кажется пустым. Но он информативнее, чем на Iveco Stralis Hi-Way, где приходится немного подруливать.

Грузовик Volvo FH

По отзывам коллег, испытавших Volvo FH с независимой передней подвеской IFS, машина ведет себя очень покладисто. Она радует высокой плавностью хода, но особых отличий от тягача с неразрезной передней балкой и передними пневморессорами почувствовать трудно. Наверно, разница заметнее на шоссе с некачественным и неровным покрытием (добро пожаловать в Россию?!).

В динамике викинг дарит ощущение уверенности. Он не досаждает посторонними скрипами, глушит внешние шумы и не передает вибрации. Отчасти это достигнуто за счет четырехточечной подвески кабины. Мощные двигатели обеспечивают хорошую динамику, причем в составе сцепки автомобиль ведет себя предсказуемо. Перед ведущим мостом у Volvo FH появился стабилизатор поперечной устойчивости, который исключает перемещение задней оси в разных режимах движения. С учетом того, что при разгоне, торможении и проезде неровностей динамическая нагрузка на «седло» меняется, это чрезвычайно важно.

Итог проделанной шведами работы виден по расходу топлива – он на удивление низкий. Например, даже на груженом автопоезде в сцепке с 750-сильным тягачом расход топлива менее 30 л/100 км. На моторах с более скромным потенциалом он еще ниже. Снижение «аппетита» обеспечивает в том числе и работа фирменной коробки передач Volvo I-Shift 2 с двумя сцеплениями. И, если резюмировать итоги тест-драйва, можно сконцентрировать их одной фразой: Volvo создало не просто новый грузовик, а лучший за всю историю компании. Он выходит на рынок с конкурентными преимуществами, правда, и соперники у него достойные.

Самое время узнать, сколько будет стоить новая серия "Эф-Эйч" в России, но эта информация появится ближе к старту продаж. Кстати, в 2013-м основной приоритет в продажах магистральных тягачей в РФ составит классическая серия Volvo FH. На начальном этапе вывода на рынок нового флагмана, скорее всего, речь пойдет о базовой комплектации седельного тягача с колесной формулой 4х2. Он будет оснащен 13-литровым дизельным двигателем мощностью от 400 до 540 л.с. Продавцы из Volvo Trucks Russia готовы быть гибкими в данном вопросе и подстраиваться под специфические нужды клиентов.

С 2014 года будут разработаны пакетные предложения на основе тягачей, произведенных в Калуге. Они получат набор дополнительных услуг из спектра комплексного транспортного решения Volvo: сервисный контракт, транспортно-информационную систему Dynafleet, программу обучения водителей экономичному и безопасному вождению, фирменную одежду и аксессуары из коллекции Volvo. В общем, запасаемся терпением и ждем-с Volvo FH!

Журнал «АВТОСПЕЦТЕХНИКА»


грузовик, volvo fh, volovo trucks

Последние статьи