Сергей Сазонов: «АвтоКрАЗ» обязательно выживет!

20 февраля, 2013

Генеральный директор холдинговой компании «АвтоКрАЗ», крупнейшего в Украине производителя грузовой техники, ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Как бы Вы в двух словах охарактеризовали идеологию Ваших грузовиков?

- Просты, надежны и неприхотливы в работе. Автомобили со стальным характером.

- Основные преимущества техники КрАЗ в сравнении с другими производителями?

- Мощная рама и литые балки мостов автомобилей КрАЗ с большим запасом прочности, позволяющие грузовикам выдерживать огромные нагрузки, надежность и ремонтопригодность сделали автомобили КрАЗ незаменимыми для многих отраслей народного хозяйства, особенно для предприятий, производящих крупногабаритное спецоборудование, монтируемое на автомобильные шасси.

Генеральный директор холдинговой компании АвтоКрАЗ

- Кто сегодня Ваш потребитель?

- Наиболее перспективными для реализации своей продукции мы видим рынки стран Латинской Америки, Южной Африки и Азиатско-тихоокеанского региона. В этом году мы нарастили поставки в Египет, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, возобновили поставки в Грузию, значительно активизировались поставки в страны Ближнего Востока. Хочу отметить, что «АвтоКрАЗ» усилил свои позиции в качестве поставщика ООН для миротворческих миссий. Основной потребитель автомобилей КрАЗ в Украине – горно-обогатительные комбинаты, строительные, дорожные и коммунальные организации. Что касается Российской Федерации, то это машзаводы, лесные хозяйства, предприятия нефтегазового комплекса.

- Какие новинки мы можем ожидать от КрАЗа в ближайшем будущем? Будет ли дальнейшее развитие бескапотного направления? Планируется ли использование, помимо Renault Kerax, какой-либо кабины от другого производителя?

- Планы по созданию новых моделей автомобилей, их освоению в производстве, как никогда, насыщенные. Мы намерены начать производство новых моделей с компоновкой «кабина над двигателем» - самосвалов КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н12.2 и КрАЗ Н23.2, на которых будет установлена кардинально модернизированная каркасно-панельная кабина, а также автомобилей с рядным двигателем и интегральным пластиковым капотом, модернизированной серийной кабиной, модернизированным интерьером кабины, в частности панели приборов.

Мы развиваем сотрудничество со многими зарубежными компаниями, в том числе компанией Daimler, которая создала и изготовила для КрАЗа газовый двигатель. В ноябре планируем приступить к изготовлению тягача с таким двигателем.

КрАЗ сотрудничает с компанией DEUTZ, развивает отношения с французской Renault, рассматриваем вопрос о выпуске автомобилей с кабиной, изготовленной по лицензии MAN.

В последнее время «АвтоКрАЗ» активно занимается темой создания на шасси автомобилей КрАЗ различных бронированных машин. В общем, мы стараемся идти в ногу со временем и оперативно реагировать на потребности рынка.

- Введение Россией утилизационного сбора и ответные меры правительства Украины — как они отразились на продаже вашей техники в Россию? Не закроют ли эти меры российский рынок?

- Введение Россией утилизационного сбора негативно сказывается на продажах техники КрАЗ в Российскую Федерацию. Если ранее экспорт продукции в РФ, от общего объема продаж на внешние рынки, составлял более 50%, то в настоящее время этот показатель значительно снизился. C введением Россией утилизационного сбора практически сведены на «нет» поставки самосвалов 6х4 и 6х6, более чем на 50% сократились поставки лесовозов и тягачей. Что касается автомобильных шасси, то, как я уже говорил ранее, ввиду их определенных конкурентных преимуществ, для таких традиционных отраслей, как нефтегазодобыча, их экспорт сократился незначительно.

- Прорабатывался ли Вами вопрос, особенно в связи с введением утилизационного сбора, о создании сборочного производства на территории РФ?

- Вопрос о создании сборочных производств в Российской Федерации прорабатывался нами с рядом субъектов хозяйственной деятельности РФ. Ввиду востребованности кременчугских грузовиков на российском рынке такие предложения продолжают поступать и сейчас. Однако, необходимо отметить, что вопрос этот более сложный, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, срок подачи заявок в реестр предприятий, принимающих на себя обязательства по утилизации, ограничен и закончился 1 октября этого года.

Кроме того, существующие особенности законодательной базы РФ по этому вопросу накладывают дополнительные технические требования на сборочное производство, в том числе, необходимость создания сварочного и окрасочного производства, а это, сами понимаете, серьезные инвестиции.

И наконец, требования по количеству пунктов приема утилизируемых транспортных средств достаточно жестки, и для предприятий, не имеющих монопольного присутствия на рынке России, выпускающих технику для определенных регионов и сегментных групп потребителей, а в нашем случае и для определенных климатических и дорожных условий, заведомо алогичны и «избыточны».

Самосвал КрАЗ

- Насколько известно, завод сегодня работает далеко не на полную мощность. Притом, что КрАЗ — градообразующее и бюджетоформирующее предприятие. Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите? Рассчитываете ли на господдержку либо на альянс с кем-либо из иностранных производителей?

- Благодаря предпринятым руководством ПАО «АвтоКрАЗ» комплексом мер, в числе которых выведение на рынок новых моделей и модификаций автомобилей, повышение потребительских качеств продукции, формирование льготных условий покупки и оптимизация цен, выход на новые рынки сбыта, нам удалось смягчить удары кризиса и мы делаем все для того, чтобы максимальными темпами ускорить выход из кризиса.

Мы стараемся закрепиться на рынках, на которых мы были ранее, не потерять доверие наших покупателей, обеспечивая сервис и гарантии наших автомобилей. Более того, мы получили выход на рынки стран, где ранее КрАЗ никогда не работал, например Филиппин, Македонии.

Кризис по-иному заставил нас посмотреть на некоторые вещи, в первую очередь - более пристально взглянуть на экономику. Именно в эти трудные годы был выстроен системный подход по снижению затрат. Кроме этого, была проведена оптимизация всех видов затрат.

Сегодня мы вовлекаем в оборот ресурсы, на которые ранее не обращали внимание. Например, потребляем тепло от использования отходов производства. Мы уже четвертый год на совершенно новом уровне ведем работу по снижению затрат в производстве. В частности, по энергетике мы с 2008 года затраты сократили не менее, чем на треть.

Существенно изменяются технологии и конструкции производства – происходит переход к менее затратной технологии изготовления автомобилей. Используются современные материалы, совершенствуется технологический процесс, уменьшаются транспортные затраты.

Мы активно ищем возможности использования наших производственных мощностей для изготовления продукции по заказам других предприятий. Мы освоили производство ряда узлов и деталей железнодорожных вагонов, чугунных мелющих шаров, необходимых для переработки руды. Благодаря этому в три смены заработал сталелитейный цех. Это дало толчок для модернизации всей инфраструктуры цеха – от лабораторий до социальных помещений. По заказу одного из оборонных заводов осваиваем совместное производство комплектующих для бронированной техники.

Естественно, мы заинтересованы в государственных заказах и государственной поддержке. Госзаказ – это и есть то плавсредство, с помощью которого «выныривают» в похожих ситуациях важные производства в других странах. Ведь государству нужны автомобили, нужен завод, интегрированный с сотнями отечественных предприятий, нужны рабочие места, налоги, социальная поддержка людей.

В целом, мы настроены позитивно и вопрос не стоит: выживем или нет. Выживем! Мы обязательно выстоим под ударами кризиса, и предпосылки для этого хорошие.

Журнал «АВТОСПЕЦТЕХНИКА»


краз

Последние статьи