Йорг Моммертц: MAN сохранит поступательное движение

23 марта, 2013

Несмотря на резкий спад в сегменте коммерческих автомобилей, Группе MAN удалось завершить 2012 финансовый год вполне благополучно: крупный игрок рынка коммерческих автомобилей получил операционную прибыль 964 млн. евро, но не достиг блестящего результата предыдущего года – 1 483 млн. евро.

Сектор коммерческих автомобилей в 2012 г. не смог избежать влияния экономического спада. На этом фоне объем заказов MAN Truck&Bus снизился на 4 % до 9,2 млрд. евро, а объем заказов латиноамериканского подразделения MAN упал даже на 20 % до 2,9 млрд. евро. Доход MAN Truck&Bus составил 8,8 млрд. евро, незначительно сократившись по отношению к предыдущему году (9,0 млрд. евро). Операционная прибыль упала до 225 млн. евро (565 млн. евро). Здесь наиболее заметно сказались слабые показатели европейского сектора коммерческих автомобилей. MAN Truck&Bus удалось отчасти смягчить удар, показав положительные результаты за пределами Европы. Всего Группа MAN в 2012 г. поставила своим клиентам 134 245 единиц транспортных средств.

В такое не самое легкое для компании время в ООО «МАН Тракс энд Бас Рус» пришел новый Генеральный директор. На первой встрече с российскими автомобильными журналистами Йорг МОММЕРТЦ рассказал о том, что ему предстоит сделать на новом посту, чтобы компания сохранила позиции лидера российского рынка коммерческого транспорта. Журнал "АВТОСПЕЦТХНИКА" обратился к г-ну Й. Моммертцу с просьбой ответить на ряд вопросов.

- Марки MAN и NEOMAN отлично известны в России на протяжении многих лет. В чем причина их популярности?

- В сегменте b2b, где мы осуществляем свою деятельность, вы не можете стать популярным, просто запустив массовую рекламную кампанию. Наши клиенты – профессионалы, которые знают всё о рынке и о продукте, и на них не повлияешь красивыми картинками и громкими заявлениями. Доверие возникает из высокого качества твоей продукции, качества сервиса, который ты предоставляешь. Именно поэтому MAN всегда уделяет особое внимание построению долговременных отношений с клиентами и инвестирует в разработку и совершенствование производимой техники. На любой вопрос и любую проблему, возникающую у клиента, мы готовы предложить решение. Мы очень гордимся и ценим нашу позицию лидера среди Европейских производителей тяжелых грузовиков в России, поскольку считаем этот результат доказательством доверия со стороны наших клиентов. Будем продолжать и в будущем делать всё возможное, чтобы его не потерять.

Йорг Моммертц

- Компания MAN поставляет в Россию широкую гамму автомобилей и автобусов. Какая техника является основой экспортной программы для России?

- MAN является одним из тех немногих производителей, которые могут предложит клиенту весь спектр техники для его нужд. Вся эта техника доступна для покупателей в России. Выделить какую-то часть, как основу, было бы не совсем корректно – это бы означало, что оставшаяся часть менее важна или не продается должным образом, а это не правда. Просто существуют сегменты, потребляющие большие объемы техники, а есть сегменты, требующие индивидуально подхода, например спецтехника или автобусы класса люкс. Тем не менее, мы можем, например, говорить о лидерах по объемам продаж среди нашей линейки. К таким можно отнести тягачи TGS WW и автобусы MAN Lion’s Coach. Нельзя здесь обойти вниманием строительную и специальную технику, которая традиционно является для нас одним из приоритетов.

- Условия эксплуатации техники в России значительно отличаются от большинства европейских стран, и такая ситуация требует поставки автомобилей, учитывающей эти особенности. Расскажите о подготовке и выпуске техники в специальных исполнениях?

- Сложные условия эксплуатации встречаются не только в России, но и в Северной Европе, Африке, Восточных и Азиатских странах, Южной Америке. Таким образом, мы обладаем большим опытом разработки и предложения клиентам специальных опций и пакетов, обеспечивающих стабильную работу техники в самых разных условиях. Например, в Латинской Америке грузовики производства MAN Latin America занимают значительную долю рынка, при этом дороги и погода там, скажем так, далеко не идеальные. Еще одним примером, когда наша техника с успехом проходит тяжелейшие испытания и нагрузки, является череда побед в Европейском чемпионате по гонкам на грузовиках: для зрителей это, прежде всего, развлекательное мероприятие, но для грузовиков и двигателей это настоящее поле боя, где за малейший недочет в конструкции приходится дорого платить. При этом мы относимся к тем немногочисленным производителям, которые используют серийные двигатели с незначительными доработками для этих гонок, что дает нам возможность использовать результаты для повышения надежности предлагаемой нами на рынке техники. Возвращаясь собственно к коммерческим автомобилям, можно упомянуть наш TGS WW, который мы предлагаем с опциями для сложных условий, зимним пакетом и т.д. Наша принципиальная позиция заключается в том, что для каждого конкретного случая должно быть своё индивидуальное решение, точно также, как бизнес каждого клиента имеет свои собственные особенности. Поэтому мы предлагаем множество опций, позволяющих создать наиболее подходящее транспортное решение, а не несколько заранее готовых пакетов на все случаи жизни.

- Перспективы роста продаж автомобилей MAN во многом связаны с пуском завода в Санкт-Петербурге. Когда планируется его открытие, какие типы автомобилей будут выпускаться там, какой процент от поставок в Россию составит техника, произведенная в Санкт-Петербурге?

- Главной задачей запуска завода является ещё более точная фокусировка на нуждах наших клиентов и предоставление индивидуальных транспортных решений в короткие сроки. В конечном итоге это приведет к увеличению уровня удовлетворенности клиента и, как результат, к росту продаж. Но напрямую мы не ставим рост продаж, как цель для запуска завода. Точная дата старта производства пока под вопросом: нам ещё предстоит решить несколько моментов, связанных с техническими аспектами и согласованиями. Полную линейку выпускаемой на предприятии продукции, соответственно, пока рано оглашать. Конечно, мы надеемся выпускать серию TGS, как наиболее востребованную на сегодняшний день в России. Но, повторюсь, пока рано говорить о более конкретных спецификациях. Планируемый объем выпускаемой продукции составит порядка 6000 единиц в год.

- Успех продаж автомобильной техники и автобусов тесно связан с развитием дилерской и сервисной сети. Какую роль играет компания MAN в формировании сети в России? Сколько центров действует в России сейчас и как планируется расширение сети в ближайшие годы?

Вы абсолютно правы – невозможно достичь хороших результатов в продажах в долгосрочной перспективе, не предоставляя высокого уровня сервиса. А легкий и быстрый доступ к сервису – это один из ключевых аспектов, особенно когда речь заходит о России с её просторами. Поэтому мы работаем очень плотно с нашими потенциальными и существующими партнерами в регионах сразу по нескольким направлениям: как в плане их доступности для клиента, так и по качеству предоставляемых ими услуг. У нас есть определенные стандарты для партнеров, касающиеся как внешнего оформления станций, так и списка обязательных услуг и работ. На сегодняшний день у нас две собственных станции в Подольске и в Санкт-Петербурге, а также порядка 60 дилеров в России. В ближайшем будущем мы планируем ещё больше развить нашу сеть и открыть дополнительно до шести собственных станций в главных регионах.

- Какие новинки планирует предложить компания «МАН ТРАК ЭНД БАС РУС» в ближайшие годы и будут ли премьеры на выставке «Мир автобусов»?

- Сегодня мы готовы предложить решения для любой потребности клиента. Поэтому планов по расширению линейки у нас нет, но мы постоянно трудимся над разработкой и внедрением новых технологий. Не так давно мы представили пакет опций Efficient Line, который прошёл испытания в ходе тура по дорогам Европы и в Южной Африки. Результат показал экономию расхода топлива до 3 л/100 км, что, согласитесь, очень хороший результат. Прошлой осенью мы представили на IAA также и автобус с данными опциями. Кстати об автобусах: на этой выставке мы представили и новый NEOPLAN Jetliner, представляющий из себя отличное решение, как для долгих путешествий, так и для поездок на короткие расстояния. Экономия горючего является для нас важной целью, но мы не забываем и об окружающей среде. К примеру, мы отмечаем растущий интерес к нашим предложениям в области газовых двигателей для автобусов и гибридных решений для грузовиков и автобусов. Заглядывая в будущее, нельзя не отметить наш Concept S, который в сочетании с полуприцепом Aeroliner оставляет очень хорошее впечатление: он позволяет достичь уровня экономии топлива до 25 %! Но, конечно, до того момента, как этот автомобиль появится на дорогах, предстоит проделать большой путь.

- Что изменится в политике компании в связи с вступлением России в ВТО?

- Присоединение к ВТО вводит новые правила и условия для всех игроков нашего сегмента, но не взрывает рынок. Наша политика в области продаж не изменится коренным образом, а что касается цен – будущее покажет, поскольку ещё слишком много неясных моментов относительно утилизационного сбора и том, как в целом будет работать эта схема. Но введение утилизационного сбора естественно не может привести к понижению уровня цен, это можно сказать наверняка.

- Какие направления деятельности компании в России в 2013 году являются наиболее перспективными?

- Как я отметил выше, мы будем продолжать усиливать нашу фокусировку на потребности клиента, при этом продолжая работу над дальнейшим повышением качества предоставляемых ему услуг. Современный рынок не позволяет разделять продажи и послепродажное обслуживание: клиент ожидает получить комплексное транспортное решение и с подписанием контракта или передачей автомобиля наша работа только начинается. Именно поэтому мы работаем не только над новыми технологиями, но и над развитием нашей сервисной сети, открытием завода и собственных станций. Мы развиваем такие решения, как сервисный контракт, система отслеживания эффективности использования транспорта Telematics, финансовые продукты от MAN Finance и по аренде MAN Rental.

MAN прогнозирует, что деловая активность в секторе коммерческих автомобилей в Европе в 2013 г. будет снижаться, особенно в первом полугодии. С другой стороны, Совет директоров ожидает дальнейшее увеличение продаж на ключевом рынке – в Бразилии. Доход в секторе коммерческих автомобилей предположительно будет немного ниже уровня предыдущего года, но рентабельность продаж останется стабильной. После весьма невысокого объёма поступления заказов в 2012 году снизятся доход и рентабельность продаж в секторе энергомашиностроения. Как следствие, в целом по Группе MAN в 2013 г. будет отмечаться некоторое снижение дохода при гораздо большем падении операционной прибыли. Такой прогноз дан в предположении, что дальнейшего усугубления кризиса госдолга в Европе удастся избежать, а меры стимулирования стран с развивающейся экономикой принесут результат.

Как в сфере коммерческих автомобилей, так и в сегменте промышленной техники MAN располагает широким и современным ассортиментом продукции, точно отвечающим потребностям клиентов. На выставке коммерческих автомобилей IAA 2012 Группа представила новое семейство грузовых автомобилей TG, которые сохраняют исключительную топливную экономичность семейства Евро-5 и при этом используют современную технологию Евро-6.

Несмотря на сложную общую экономическую ситуацию, Совет директоров MAN SE не удовлетворён результатами финансового года и поэтому принимает меры по улучшению показателей. Внимание будет сосредоточено на сокращении издержек и повышении эффективности производства, управления, продаж и разработок. Кроме того, повышение гибкости производства позволит MAN адаптироваться к снижению объёмов продаж. Планируемый объем капитальных затрат критически пересматривается и, при необходимости, инвестиции делаются на более длительный срок. По мнению руководства компании, комплекс этих мер позволит концерну сохранить поступательное движение.


man,комерческие автомобили

Последние статьи