Volvo GaiaX – греческая «богиня» со шведским характером

14 марта, 2014

Одной из наиболее ярких и экстравагантных машин, представленных на выставке ConExpo 2014, безусловно, может считаться концептуальный мини-экскаватор от компании Volvo CE – модель GaiaX. При этом, дизайнерской команде Volvo действительно нужно отдать должное, ведь, создавая свое детище, она черпала вдохновение из совершенно разных источников: древнегреческой мифологии и богатого на традиции шведского мебельного производства. Какая связь, спросите вы? Далее обо всем по порядку.

Концептуальная модель мини-экскаватора GaiaX от Volvo CE

Начнем с названия прототипа GaiaX, которое происходит от имени древнегреческой первородной богини Геи. Когда-то Гея считалась создательницей и матерью вселенной, и, по сути, олицетворяла собой всю Землю. Это еще раз подтверждает замах и фантазию инженеров Volvo CE...

Впрочем, по словам самих конструкторов, главная идея заключалась лишь в разработке «экскаватора будущего», а если быть точнее – экскаватора 2030 года. Почему 2030-го? Именно к этому времени Volvo планирует окончательно перейти на производство только электрической и аккумуляторной компактной стройтехники, как раз наподобие той, что и являет собой GaiaX.

Возможные модификации кабины GaiaX

Что касается самой «богини», то выглядит она, действительно, очень необычно, и даже при беглом осмотре сразу понятно, что это самый что ни на есть концептуальный дизайн. Один из главных конструкторов Volvo CE Сидни Леви отмечает, что для изготовления поворотной платформы мини-экскаватора использовался всего один лист металла. Именно поэтому вместо традиционной кабины мы видим полностью открытое рабочее пространство, ограниченное лишь обтянутым кожей защитным каркасом по бокам и небольшим навесом сверху. Довольно своеобразно выглядит и шасси, имея четыре гусеничные тележки  вместо обычных двух.

Прототип имеет четыре гусеничные тележки вместо традиционных двух

Подножка для входа на рабочее место

Обтянутый кожей каркас безопасности

Но самая главная изюминка экскаватора – это сидение из натурального дерева! Разработчики заявляют, что это будет способствовать «усилению симбиоза между оператором и машиной». Кроме того, у древесины присутствует естественная гибкость, которая «поможет поглощать возможные удары или вибрацию».

Сидение оператора из натуральной древесины

Четырехточечный ремень безопасности

Все это, конечно, хорошо, но просидеть всю смену на твердом дереве – удовольствие не из самых приятных (вспоминаются томительные уроки за школьными партами). Однако и здесь у Volvo нашелся свой ответ. Дело в том, что как раз к пресловутому 2030 году оператору уже не придется проводить весь день «за рулем» – экскаватором можно будет управлять удаленно через прилагающийся полупрозрачный планшет, при этом находясь в стороне и всецело контролируя окружающую обстановку.

Планшет для удаленного управления

По мнению Volvo, в перспективе все электронные устройства, через которые будет осуществляться управление, оснастят системами так называемой дополненной реальности, что позволит проводить работы максимально эффективно и «дружелюбно по отношению к окружающей среде». В такие планшеты можно будет без проблем подгрузить интерактивную карту коммунальных систем города и визуализировать весь процесс работы еще до ее выполнения, или интегрировать другие функции, например сканер грунта, который даст оператору картинку проходящих вблизи подземных коммуникаций и тем самым позволит убедиться, что процесс экскавации пройдет без сучка и задоринки.

Встроенный сканер позволит видеть расположение подземных коммуникаций

Еще одной и, возможно, даже более важной особенностью GaiaX является электрический привод и вытекающее из этого полное отсутствие эмиссии выхлопных газов. Для хранения энергии экскаватор оснащен довольно увесистым блоком аккумуляторов, который, как и у знаменитых автомобилей Tesla, выполняет функцию противовеса, увеличивая устойчивость машины. Емкости батарей, по утверждению Volvo, вполне хватит на целый рабочий день. При этом в случае нехватки энергии предусмотрена возможность подключения к электросети для подзарядки, которая может осуществляться одновременно с выполнением работ.

Увесистый блок аккумуляторов служит противовесом

Стильный дизайн GaiaX

После всего прочитанного остается задать вопрос: где же здесь связь с греческой мифологией? «Образ Матери-Земли отражен во многих характеристиках концептуального мини-экскаватора – в его врожденной близости с землей, в его мощи, силе и совершенном управлении», – отвечает на него Стина Нилимаа Викстрем, директор по дизайну Volvo CE. «Эта машина спроектирована для работы в гармонии с природой и минимально воздействует на окружающую среду, заботясь об операторе и других рабочих на площадке».

Электрический привод мини-экскаватора Volvo GaiaX обеспечивает полное отсутствие эмиссии выхлопов

И действительно, если бы богиня Гея могла выбрать для себя компактный экскаватор, то несомненно, ее выбор бы пал на машину, схожую на GaiaX. Кстати, как известно, это не первый опыт Volvo в создании концептов с мифологическими наименоманиями. Прототип GaiaX пополнит линейку подобных машин, куда уже входит экскаватор SfinX (Сфинкс), погрузчик Gryphin (Грифон), сочлененный самосвал Centaur (Кентавр) и асфальтоукладчик Fenix (Феникс).


volvo, gaiax, мини-экскаватор, концепт

Последние новости