Iveco Stralis. Перезагрузка

16 июня, 2013

Обладатель титула «International Truck of the Year 2013», флагманский Iveco Stralis Hi-Way официально «русифицирован»: 14 марта состоялась его премьера на полигоне ФГУП «НАМИ». Теорию тут же подкрепили практикой, дав гостям возможность проверить новую модель во время тест-драйва.

Позиционирование

Stralis-2013 являет собой уже третье поколение флагмана тяжелой гаммы итальянского концерна за последние 10 лет: впервые мир узнал о появлении Stralis в 2003-м. Правда, нынешний грузовик будет уже не немецкой, а испанской сборки: Iveco закрыла свой завод в Ульме и перенесла производство в Мадрид. К слову, аналогичная судьба в прошлом году постигла еще четыре предприятия в Германии, Франции и Австрии, где выпускали пожарные автомобили Iveco-Magirus. А в 2011-м итальянцы повесили замки на две другие собственные фабрики…

На этом фоне появление нового флагмана выглядит не просто как глоток, а как огромный приток свежего воздуха. Дела у компании на российском рынке идут хуже, чем у большинства членов «Большой семерки». Если бы не совместная программа с АСМАП по поставкам магистральных тягачей для международных перевозчиков по специальным ценам, показатели оказались бы еще ниже. В то же время, эта техника востребована: на учете в ГИБДД стоит около 33 тыс. автомобилей итальянской марки.

Грузовик IVECO Stralis Hi-Way

По итогам 2012 г. доля Iveco в РФ составляет 6%, и руководство «Ивеко Руссия» не скрывает амбиций: вырасти вместе с рынком и достичь доли в 10%. Презентуя новый продукт, топ-менеджеры открыто говорили не только о технических возможностях новинки, но также о финансовых составляющих: уменьшенной совокупной стоимости владения, выросшей на 4% остаточной стоимости и стартовой цене в России – от 3,29 млн. руб.

Новый продукт называют по имени флагмана – Hi-Way, хотя в производственной программе есть также региональная версия Hi-Road и автомобили с низкой крышей Hi-Street. По сути, они пришли на смену прежним грузовикам в рамках той же философии: Hi-Way сменил Active Space, Hi-Road принял эстафету у Active Time, а Hi-Street стал преемником Active Day. Две первые модификации могут поставляться как с высокой двухспальной кабиной, так и в варианте с одной полкой и низким потолком. Третья версия по умолчанию «низкорослая» и без спальника.

В Европе новый Stralis стартовал с гаммой из четырех разновидностей тягачей с колесной формулой 4х2, 6х2Y, 6x2X и 6x4, а также из шести вариантов шасси (4x2, 6x2Y, 6x2X, 6x4, 8x2Y (2+2), 8x2X (1+3)). Варианты исполнения по экологическим нормам – Евро-5 и Евро-6. И если последний в силу специфики для российских перевозчиков пока не очень актуален, то первый как раз наоборот.

Лучшее – враг хорошего

У компании был неплохой продукт под названием EcoStralis, но Stralis Hi-Way лучше предшественника по всем статьям. Неспроста авторы проекта и все, кто завязан в бизнесе с Iveco, в отношении Stralis 2013 модельного года полны оптимизма. Даже его дебют связали с приставкой Hi: топовая кабина называется Hi-Way, система очистки отработавших газов – Hi-eSCR, комплексная безопасность – Hi-Safety. Все остальные базовые ценности – с той же приставкой: Hi-Design, Hi-Technology, Hi-Comfort и т.д. Словом, это лучший продукт за всю историю компании. Даже продвижение на рынке идет с этой приставкой: в качестве саундтрека и слогана рекламной кампании была выбрана знаменитая рок-песня Брюса Спрингстина «Working on the Hi-Way».

Проект обошелся итальянцам в 300 млн. евро, включая 200 млн. евро на исследования. Более половины расходов (около 180 млн. евро) составили инвестиции в создание системы каталитической нейтрализации Евро-6 без EGR. Еще 70 млн. евро компания намерена вложить в развитие производства в Мадриде, где ранее выпускали строительные шасси. Теперь наряду с моделями Trakker и Daily там изготавливают новый Stralis.

До запуска в серийное производство флагман последнего поколения прошел 6 млн. км ресурсных тестов и более 11 млн. км эксплуатации в компаниях перевозчиков. Была улучшена обработка металла с помощью катафореза: толщину покрытия увеличили на 30%. Поверхности обработали антикоррозийным материалом Tectyl, чья стойкость к ржавчине сопоставима с корабельным суриком.

Предложения по улучшению продукта сделали 90% сотрудников Iveco, что позволило на 60% снизить количество неполадок и отказов. На заводе в Мадриде провели акцию по экономии сырья и материалов, устранению отходов и потерь. Уровень контроля качества вырос на 40%. Словом, работа проделана титаническая. Она направлена на то, чтобы завоевать клиентов, которые раньше не приобретали грузовики Iveco.

Грузовики IVECO Stralis Hi-Way

Во время презентации Stralis Hi-Way итальянцы заявили об уменьшении стоимости оригинальных запчастей на 5%. За счет использования «зеленых» фильтров на 7% снижена стоимость ТО. Клиентам дан дополнительный год заводской гарантии: теперь она составляет 3 года на силовую линию и 5 лет на турбину. По сравнению с предшественником в сопоставимой комплектации почти на 2% уменьшилось потребление топлива. С помощью системы оценки эффективности вождения DAS расход ДТ может быть уменьшен на 5-12%, а по данным экспертной организации TÜV – 7,32%.

При эксплуатации тяжелого грузовика на международных линиях издержки выглядят так: первичные инвестиции (8%), обслуживание и ремонт (5%), налоги и сборы (18%), зарплата водителя (33%), топливо (36%). По заверениям итальянцев, объединив высокое качество продукта, комплексные услуги, программы помощи, систему управления парком и тренинги по экономичному вождению, можно на выходе получить экономию топлива в размере до 10%. Как аргумент в пользу выбора Stralis Hi-Way создатели приводят снижение совокупной стоимости его владения на 4%. Расчет сделан при ежегодном пробеге более 130 тыс. км на протяжении 4 лет.

Пространство как критерий комфорта

Визитная карточка Stralis 2013 года – новая кабина Hi-Way, сменившая просторную Active Space. Над ней корпели 250 инженеров под руководством Норберта Хольцера, воплощавшие пожелания дилеров, экспертов и перевозчиков. В итоге коэффициент лобового сопротивления был снижен на 3%, а заодно уменьшился уровень шума. Кабина Hi-Way внутренним объемом более 10 м3 доступна с высокой и низкой крышей, она может быть оборудована только для водителя или для водителя и сменщика.

Наряду с самой комфортабельной магистральной кабиной Hi-Way шириной 2500 мм в качестве альтернативы предлагаются и версии средних кабин шириной 2300 мм: спальная Hi-Road с высокой и низкой крышей, а также дневная Hi-Street без спального места с низкой крышей. Для знакомства с ними компания выложила видеоролики на Youtube на пяти самых распространенных языках. В интернете можно посмотреть и 9 фирменных цветов кабины, доступных клиентам: оранжевый, бежевый, синий, желтый, серый, морская волна, белый, красный, зеленый.

Кабина грузовика IVECO Stralis Hi-Way

Изменений в кабине много и снаружи, и внутри. Снаружи изменились угловые дефлекторы, решетка радиатора, бампер, солнцезащитный козырек со светодиодными огнями. Новые блок-фары оснащены светодиодными ходовыми огнями DRL и ксеноновыми фарами основного света. На макушке кабины можно встретить дополнительный кондиционер (опция), способный создавать приемлемый микроклимат в течение 8 часов даже при неработающем двигателе.

В топовой Hi-Way стало больше отсеков – теперь их 32, а суммарный объем полезного пространства увеличился на 30 л. Внутри – новый щиток приборов и развернутая к водителю центральная часть передней панели, увеличенные вещевые отсеки, кресло с вентиляцией, подогревом и встроенным ремнем безопасности. В зоне отдыха – нижняя спальная полка Hi-Comfort шириной 80 см и длиной более 2 м с деревянным каркасом и отклоняющейся спинкой. К просторным отсекам для хранения инструментов и рабочей одежды с подсветкой доступ есть и снаружи, и изнутри. В бортовом холодильнике объемом более 50 л есть полка для бутылок, а стандартный контейнер с холодильником рассчитан на 35 л.

Эргономика кабины безупречна: руль приятного охвата, его сердцевина не перекрывает приборную доску даже при повороте на большой угол; все кнопки и рычаги в удобной зоне. Комбинация приборов выполнена в фирменном стиле, и создавал ее явно человек-праздник: она очень пестрая из-за обилия разноцветных контрольных лампочек. Сенсорный 7-дюймовый дисплей системы IVECONNECT позволяет управлять навигацией, информационно-развлекательными устройствами и автопарком. Из новшеств стоит отметить систему оценки эффективности вождения Driving Style Evaluation – наподобие тех, что используют на Scania R и Mercedes-Benz Actros.

Прост, надежен, адаптирован

В зависимости от исполнения автомобиля и колесной базы, толщина рамы составляет 6,7 или 7,7 мм. Рама состоит из балок С-образного сечения с двойным сужением. Максимальная нагрузка на передний мост достигает 9 т, на задний – 13 т. Как опция доступны мосты с блокируемым дифференциалом и двойной главной передачей. На выбор предлагаются мосты с передаточным числом от 2.64 до 5.29. Подвеска может быть рессорной параболической, задней пневматической и полностью пневматической.

Stralis Hi-Way комплектуют 6-цилиндровыми рядными двигателями Cursor FPT Industrial. Они имеют несколько вариантов рабочего объема: 8, 10 и 13 л при соответствии нормам Евро-5/EEV, а также 9, 11 и 13 л при соответствии нормам Евро-6. Всего клиентам доступны восемь разновидностей дизельных версий мощностью от 310 до 560 л.с., плюс три варианта моторов мощностью от 270 до 330 л.с., работающих на природном газе.

У двигателей Cursor теперь нет насос-форсунок: на головке расположена система централизованного впрыска Common-Rail. Кроме того, встроен моторный тормоз Super Engine Brake с увеличенной на 30% мощностью торможения. Мотор Евро-6 сделал машину увесистее на 170 кг: на 50 кг стал тяжелее сам двигатель и на 120 кг – выхлопная система с выборочной очисткой выхлопных газов Hi-eSCR.

Для своего хита итальянцы приготовили три варианта коробок передач: 9- и 16-ступенчатую механическую, 12-ступенчатую автоматизированную ZF Eurotronic и полный 6-ступенчатый «автомат» фирмы Allison, особенно выгодный при использовании автомобиля в режиме «Stop & Go». Конструкция позволяет устанавливать топливные баки объемом 1400 л – бальзам для российских дальнобойщиков. Все двигатели работают совместно с моторным тормозом Iveco Turbo Brake и встроенным интардером.

Грузовики IVECO Stralis Hi-Way

Новый флагман оснащен электронно управляемой тормозной системой EBS, электронной системой стабилизации ESP, противооткатной системой помощи при трогании на подъеме Hill Holder. Перевозчикам доступен адаптивный круиз-контроль АСС, система предупреждения об аварийном торможении AEBS, система слежения за разметкой LDWS и система контроля усталости водителя DAS.

Зимой и летом – оранжевым цветом

Мое летнее знакомство с машиной на дорогах общего пользования состоялось в конце июня прошлого года, а зимнее – на Дмитровском автополигоне. В обоих случаях вождение имело специфику, но и тогда, и сейчас, управляемость автомобиля заслуживала похвалы.

Во время итальянского тест-драйва я не успел проверить работу абсолютно всех систем нового флагмана, но скажу определенно: Stralis Hi-Way понравился. Обзор по зеркалам хороший, хвост полуприцепа легко контролировать даже в крутом повороте. «Телега» идет за «головой» как нитка за иголкой. Полочки, подстаканники, кармашки в дверях находятся там, где и ожидаешь взять и куда положить ручку, блокнот, кружку или бутылку с напитком.

Производительность кондиционера хорошая, работает он тихо. А вот уровень шума от двигателя, по субъективным ощущениям, великоват. Iveco заявляет о снижении порога шумности на 2 децибеллы, но заочное сравнение с немецкими и шведскими конкурентами «итальянец» проигрывает.

С «механикой» ZF и фирменной роботизированной коробкой Eurotronic я водил Stralis не раз, а вот опробовать Iveco с 6-ступенчатым «автоматом» Allison довелось впервые. Всего три кнопочки на приборной панели – вот и вся система управления и переключения: верхняя кнопка D (Drive) соответствует режиму «движение», средняя N (Neitral) – нейтралка и нижняя R (Rear) – задний ход. Снял машину со стояночного тормоза и – поехал!

Машина трогается плавно, и топить педаль газа в пол не приходится. С первых метров «автомат» включает вторую передачу, а после выезда через узкие ворота и прохождения круговой развязки дисплей подмигивает цифрой 3 и далее вверх. Разгон на груженой машине хороший, но не бешеный. Под кабиной 460-сильный Cursor 10 с пиком крутящего момента в 2100 ньютонометров, а тянуть ему приходится автопоезд, груженный до полной массы в 40 т. Несколько секунд – и трансмиссия задействует высшую передачу.

За время поездки по 36-километровому маршруту, сочетающему городской цикл с трассовым режимом, бортовой компьютер показал средний расход топлива на уровне 36,5 л/100 км. Неплохо, если учесть, что ехать довелось не на результат. На спидометре 90 км/ч, хотя из-за ограничителя реальная скорость – не более 85 км/ч. Нареканий к подвеске, эргономике и обзору нет. Но первое неприятное ощущение имеется: руль пустой, не информативный, и для сохранения заданного направления движения приходится постоянно подруливать. Это неприятно еще и оттого, что полосы движения зауженные, без обочины, где в нескольких сантиметрах от края проезжей части – металлический отбойник. А вот на маленькой скорости этот недостаток пропадает, и к рулевому управлению нареканий быть не может.

Интардер хорошо замедляет автопоезд на спуске в любом положении рычага, главное – не забыть нажать на педаль тормоза, иначе никакого эффекта. По сравнению со старым интардером новый стал эффективнее на 30%, хотя определить это «спинным мозгом» невозможно. Аэродинамических шумов от завихрений воздуха вокруг наружных зеркал и дефлекторов не слышно. Претензий к управляемости, помимо описанных выше, нет – радиус поворота небольшой, и машина прописывает траекторию предсказуемо. В целом машина классная. И хотя ей трудно на равных конкурировать с «немцами» и «шведами», свое место под солнцем она точно займет. Презентационный оранжевый цвет – ей в помощь!


грузовик, iveco stralis hi-way, iveco

Последние статьи