Отечественная спецтехника: что дальше?

27 августа, 2014

Авторитетная аналитико-консалтинговая компания PMR, занимающаяся исследованиями рыночной ситуации в странах Центральной и Восточной Европы, представила отчет «Рынок строительной техники в России 2014 – прогноз развития на 2014-2019 годы».

Cогласно опубликованным данным, общий парк используемых строительных машин в России неуклонно сокращается с 2000 года, в особенности это касается больших и средних предприятий. При этом малая эффективность и производительность наряду с высокими эксплуатационными расходами сдерживают рост конкурентоспособности российского машиностроения не только за рубежом, но и внутри страны. В результате, сегодня на российском рынке доминирует импортная строительная техника, подчеркивается в отчете.

Из-за снижения конкурентоспособности российской спецтехники сегодня на отечественном рынке доминирует импортная продукция

Называя причины сложившейся ситуации, аналитики PMR отмечают: «Долгое время российские производители строительной техники инвестировали недостаточно средств в исследовательские и опытно-конструкторские работы, развитие новых видов оборудования и обновление существующего модельного ряда – главным образом, из-за ограниченного финансового потенциала».

В отчете также указано, что начавшаяся с 2000-го года тенденция сокращения количества единиц строительного оборудования, используемого крупными и средними фирмами, наиболее существенно затронула такие виды машин, как скреперы (-83%) и автомобильные краны (-66%). Количество гусеничных, мобильных и башенных кранов уменьшилось более чем наполовину. Несколько меньший спад отмечен среди экскаваторов и автогрейдеров, однако и здесь парки сократились более чем на 40%.

При этом в PMR сообщают, что сокращение техники на складах происходило вовсе не из-за ее избытка. Фактически, спрос на строительное оборудование неуклонно рос, однако изношенная спецтехника изымалась из эксплуатации гораздо быстрее, нежели на ее место вводилась новая.

Эксперты PRM также выявили, что, несмотря на снижение общего количества используемых строительных машин, экскаваторы по-прежнему остаются в России наиболее популярным типом строительного оборудования, потому как доля другой техники, в частности бульдозеров и мобильных кранов, также постоянно сокращалась.

В первой половине 2000-х техника крупных и средних предприятий преимущественно продолжала изнашиваться и стареть – в основном, из-за ограниченности финансовых возможностей компаний обновлять и расширять свой парк. Только после 2005 года, когда средний уровень износа достиг максимума, процесс замены устаревшего оборудования пошел несколько быстрее.

Обновление парка

Парк сочлененных самосвалов Volvo

Такие темпы сохранялись вплоть до 2009 года, когда отрасль начала испытывать на себе последствия мирового финансового кризиса. Однако уже в 2010 году спрос на спецтехнику вновь вырос, и скорость замены оборудования восстановилась. А в 2013 году доля морально устаревшей техники по отношению к общему числу машин на крупных и средних предприятиях России наконец-то снизилась до уровня 2000 года.

В своем отчете PMR также заявляет, что российское строительное оборудование, как правило, уступает зарубежным конкурентам, причем даже б/у моделям, по такому показателю, как производительность. Однако часть российских клиентов по-прежнему предпочитают выбирать именно отечественную технику в виду ее дешевизны, территориальной близости производителя и длительных партнерских отношений с ними, а также из-за простоты обслуживания в гарантийный и постгарантийный периоды.

Потеря конкурентных преимуществ

При этом цена уже не является главным конкурентным преимуществом несколько подорожавшей за последнее время российской спецтехники, отмечают в PMR. Причина увеличения стоимости продукции из России – устаревшие производственных мощности, которые все чаще вынуждают отечественных машиностроителей использовать поставляемые с Запада комплектующие.

Кроме того, в последние несколько лет существенно снизилось преимущество от низкой стоимости энергоносителей в стране, т.к. сокращение разрыва цен на топливо было обязательным условием для вступления России в ВТО. В PMR заявляют, что это также привело к росту цен на конечную продукцию. В итоге, сейчас в конкуренции с китайскими аналогами ценовое преимущество больше не работает.

Количество работающих в России автогрейдеров с 2000 года сократилось более чем на 40%

В 2010 году, после спада 2009 года, российские производители строительного оборудования начали восстанавливать и увеличивать объемы производства. Так, на 77% в сравнении с 2009 годом вырос объем выпущенных экскаваторов. Однако многие из них были все же не так активны, как их зарубежные конкуренты, и поэтому, хоть и увеличили объемы производства более чем на 10%, в общем продолжали терять свои доли на рынке. По состоянию на 2012 год в большинстве категорий техники объемы выпуска оставались ниже рекордных показателей 2007-2008 годов.

Что же касается прошлого года, то только производству автогрейдеров и автобетоносмесителей удалось приблизиться к рекордным уровням, наблюдаемым до кризиса, подводят итоги в PMR.


спецтехника, строительная техника, россия

Последние статьи